27 января 2023, пятница, 01:58
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 августа 2016, 10:30

Наутро. 16 августа

 


В Министерстве внутренних дел разработан проект поправок в КоАП, в случае принятия которых ГИБДД получит право взимать штрафы за нарушения правил дорожного движения с собственников автомобилей на основании видеозаписей, сделанных гражданами на смартфоны. Текст законопроекта доступен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

То есть любой пешеход или участник дорожного движения сможет зафиксировать на свой гаджет, как другой участник движения нарушает ПДД, а затем отправить ролик в ГИБДД. После этого, если на видеозаписи различим номер автомобиля и видно само правонарушение, то инспектор направит собственнику автомобиля штраф.

Правда, тут все не так просто, и согласно проекту поправок, иметь силу будут только видеозаписи, сделанные с помощью специального мобильного приложения, которое в настоящее время разрабатывается. Предполагается, что запись, сделанную через эту программу, будет невозможно отредактировать или как-то изменить. К тому же, видео будет записываться с привязкой к спутниковым координатам, дате и времени. Также не удастся зафиксировать правонарушение анонимно, так как программное обеспечение «должно обеспечивать идентификацию лица, зафиксировавшего административное правонарушение и направившего видеозапись», говорится в документе. То есть для пользования этой услугой надо быть пользователей портала госуслуг.

При этом в законопроекте идет речь не обо всех административных правонарушениях, а лишь о некоторых. В частности, гражданский контроль будет возможен при нарушениях правил переезда через железнодорожные пути и перекрестки, при проезде на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика. Также через приложение можно будет передать запись, если автомобилист не пропустил пешехода на «зебре».

Некоторые эксперты высказали сомнения в успехе этого законопроекта, так как у него есть целый ряд спорных моментов. Так, президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин заметил, что нарушитель не всегда является собственником автомобиля, и есть риск, что наказан будет не тот человек, его мнение приводит «Коммерсантъ». Травин также считает, что возможность запросить материалы дела и узнать, кто зафиксировал нарушение, может привести к росту социальной напряженности. А координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что пользователи просто не будут успевать фиксировать нарушения на смартфон, так как на дороге все происходит очень быстро. «Надо переписать законопроект, чтобы можно было использовать записи с салонных видеорегистраторов: они обычно включены постоянно и картинку дают отличную», — сказал он.

Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре, напротив, считает, что это крайне эффективная мера: «Это поможет немного заместить сотрудников Госавтоинспекции на местах. Мы знаем, что в таких крупных городах, как Москва, Петербург, в городах-миллионниках развивается система фото- и видеофиксации, а вот в регионах и небольших городах, где экономическая ситуация не столь благополучна, камеры поставить еще не успели. После массовых сокращений в рядах Госавтоинспекции многие сотрудники ушли с дорог. Получается, что фактически нарушителей никто не контролирует», — говорит она и подчеркивает, что в силу известных особенностей менталитета русского человека, какой-то контроль ему необходим.

«Мы проводим множество опросов, и чаще всего слышим от участников дорожного движения, что они хотят усиления контроля со стороны Госавтоинспекции. Создание нового инструмента, позволяющего нам зафиксировать правонарушения, повлияет на всех участников дорожного движения. Люди не будут искать глазами сотрудников ГИБДД, появится ощущение, что любой человек сможет зарегистрировать нарушение и рассказать о нем в соответствующие органы», — делится мнением Наталья Агре. 

При этом, она считает, что некоторые ранее озвученные опасения беспочвенны: «Есть мнения, что это может породить определенное количество проблем: люди будут разыскивать тех, кто на них донес и произвел видеофиксацию. Но с другой стороны, стоит посмотреть на международную практику, во многих странах такой подход внедрили уже давно. Это не только фото- и видеофиксация на собственные смартфоны и видеорегистраторы, но и просто обращения по телефону. 

То есть если ты стоишь в пробке где-нибудь в Европе и решаешь проехать по полосе, где разрешено ездить только спецслужбам, то сразу раздастся не один, а даже сотни звонков от тех людей, мимо которых ты проезжаешь. Все понимают, что в данном случае ты наносишь потенциальный вред тем, кому действительно нужно проехать по данной полосе. И никаких социальных конфликтов не происходит. Я не думаю, что в России с этим возникнут какие-то сложности», — считает она. 

По словам Агре, особенно важно провести информационную работу и проработать рекомендации для населения о том, как правильно проводить видеосъемку или фотосъемку так, чтобы в процессе самому не стать нарушителем: «Если представить, что человек, который сам ведет автомобиль и видит кого-то, кто неправильно перестраивается, выезжает на полосу встречного движения и из лучших побуждений начинает  снимать нарушение, то в конечном счете он сам попадет в дорожно-транспортное происшествие. Поэтому важно проработать ряд рекомендаций и обучить участников дорожного движения, как сделать все правильно и самому не попасть в ДТП», полагает эксперт центра «Движение без опасности».

По мнению Натальи Агре, в перспективе эта функция вполне может стать популярной и широко распространенной среди граждан, но на это потребуется время. «Спрос общества на дополнительный контроль на дорогах есть, и особенно это связано с нетрезвыми водителями, которых в определенные периоды становится больше. Конечно, сотрудникам ГАИ просто не справиться с таким объемом нарушений, и поэтому у людей на сегодняшний день сформировалось и желание, и понимание того, что необходимо сообщать о нарушении, если ты его видишь. В противном случае, эти нарушители становятся потенциальной угрозой для всех участников дорожного движения. Объективно, это займет время, но я думаю, когда культура сформируется, такая практика станет нормой», — заключила г-жа Агре. 

Руководитель представительства Федерации автовладельцев России в Ярославской области Илья Арифулин тоже считает, что эта мера может быть полезной все по той же причине — из-за недостатка сотрудников ГАИ для фиксации нарушений и наказания нарушителей. «Думаю, это нормальная практика, если человек видит нарушение и сообщает об этом, чтобы нарушитель был наказан. Это достаточно интересно, но время покажет, как это будет реализовано», — прокомментировал Арифулин.

По его мнению, в том случае, если эта инициатива будет тщательно проработана, а мобильное приложение будет стабильно функционировать, то это положительно скажется на безопасности дорожного движения, и нарушений станет меньше. Илья Арифулин также выразил надежду на то, что граждане поддержат эту инициативу, таким образом, возможно, удастся воспитать в населении уважение к ПДД. «Когда я вижу какие-то вопиющие нарушения, то сбрасываю видеоданные с регистратора через сайт ГИБДД, это не всегда удобно, но если будет приложение, думаю, буду им пользоваться и агитировать на это своих знакомых и коллег», — заключил эксперт ФАР.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.