Инновационная деятельность малых предприятий промпроизводства

Производство продукции, основанной на новых и усовершенствованных технологиях, является ключевой результирующей характеристикой инновационной деятельности малых предприятий, отражающей их вклад в экономику страны.

В 2015 г. объем отгруженной инновационной продукции малых предприятий промышленного производства составил 31.3 млрд руб. Динамика показателя за последние пятнадцать лет носит неравномерный характер. Вплоть до 2003 г. наблюдалось сокращение объема инновационных товаров (работ, услуг), затем показатель начал расти, достигнув пика в 2007 г. В 2009 г. объем инновационной продукции вновь сократился, что было обусловлено кризисными явлениями в экономике, приведшими к снижению инвестиционного и потребительского спроса на продукцию производственного назначения. Затем рост показателя возобновился, в 2013 г. он достиг своих максимальных значений и стабилизировался на этом уровне (табл.1).

Таблица 1. Динамика объема инновационных товаров, работ, услуг малых предприятий промышленного производства

В целом за период 2000-2015 гг. абсолютный объем производства инновационной промышленной продукции в секторе малого бизнеса вырос более чем в пять раз. Затраты на технологические инновации за это же время поднялись вдвое, заметно увеличилась и отдача от них — с 1.1 руб. до 2.6 руб. на рубль затрат, что косвенно свидетельствует о повышении эффективности управления ресурсами. Несмотря на то, что рассматриваемые показатели имеют некоторую тенденцию к росту, результативность инновационной деятельности малых предприятий по-прежнему остается низкой.

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж малых предприятий промышленного производства в 2015 г. снизился и составил всего 1.6% (рис. 1). Отрицательная динамика показателя зафиксирована практически во всех секторах деятельности. Наиболее заметные показатели относятся к предприятиям, занятым в высокотехнологичных секторах (6.8%), в том числе производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи (8.9%), медицинской техники и приборов (8.8%). В средне- и низкотехнологичных секторах освоение новой продукции осуществляется на минимальном уровне, а основной объем продаж приходится на продукцию, не связанную с инновациями.

Рис. 1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий промышленного производства: 2015 (%)

Инновационная продукция малых предприятий отличается высоким уровнем новизны, в ее составе более 77% товаров (работ, услуг) связаны с реальным обновлением производства: 47.8% — это продукция новая для рынка сбыта предприятия, 1.1% — новая для мирового рынка (принципиально новая) и 28.3% — продукция новая для предприятия, но уже известная на рынке. Самыми высокими показателями новизны отличается продукция организаций, занятых в производстве электрических машин и электрооборудования, а также электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи, где с использованием принципиально новых технологий создано соответственно 7.5 и 2.6% инновационных товаров (работ, услуг).

Государственная поддержка инновационной деятельности малых предприятий промышленности минимальна. В 2015 г. доля закупок инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд (по государственным и муниципальным контрактам), являющихся одним из важных инструментов стимулирования спроса на инновации и продвижения их на рынке, не превышала 5% общего объема отгруженных инновационных товаров (работ, услуг) малых предприятий промышленного производства. Более 80% госзаказа приходится на долю предприятий трех отраслей — производства готовых металлических изделий, машин и оборудования, медицинской техники и приборов.

Источник: данные федерального статистического наблюдения по форме № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия».

 Материал подготовила С.Ю. Фридлянова.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2016