9 декабря 2021, четверг, 00:11
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 мая 2017, 09:44

Победа над Страдивари

Акустические качества скрипок, созданных итальянским мастером Антонио Страдивари (1644 – 1737) считаются непревзойденными. Обычно полагают, что даже лучшие современные инструменты уступают им. Когда скрипки работы Страдивари попадают на аукционы, их цена составляет миллионы долларов. Рекорд стоимости был поставлен в 2011 года, когда за 15,9 млн. долларов была продана скрипка «Леди Блант», названная по первой известной владелице – внучке поэта Байрона, леди Энн Блант. Средняя цена на инструмент самого высокого класса, созданный современным мастером, составляет 132 тысячи долларов. Тем не менее, при проведенном недавно двойном слепом испытании, когда ни слушатели, ни сами музыканты не знали, кто на каком инструменте играет, звучание современных скрипок было оценено выше.

Слепые испытания с участием скрипок работы Страдивари проводятся не впервые. Уже неоднократно было продемонстрировано, что слушатели не могут отличить их от других скрипок. В 2014 году Клаудия Фритц (Claudia Fritz), музыкальный акустик из Университета Пьера и Мари Кюри, и Джозеф Кертин (Joseph Curtin), скрипичный мастер из Анн-Арбора, штат Мичиган, сообщили, что в двойном слепом тесте с тринадцатью современными инструментами и девятью скрипками старых итальянских мастеров десять высококлассных скрипачей в большинстве предпочли новые скрипки старым.

Скрипка Страдивари в Королевском дворце в Мадриде. Фото: Wikimedia Commons

Нынешний эксперимент был проведен в парижском пригороде Венсенн. В нем использовались три скрипки Страдивари и три высококлассные современные скрипки. Скрипач-виртуоз играл один и тот же отрывок – например, пять тактов из концерта Чайковского для скрипки с оркестром (опус 35) – на каждой из девяти возможных пар инструментов. Затем второй музыкант исполнял на другой музыкальный фрагмент. Порядок инструментов в парах был неизвестен слушателям. Чтобы музыканты тоже не знали, на какой скрипке они играют, на них были надеты специально модифицированные очки, похожи на те, что используют при работе сварщики.

Музыкальные фрагменты исполнялись скрипачами как соло, так и в сопровождении оркестра. 55 слушателей оценивали звучание скрипок на бланках, где инструменты обозначались как «скрипка A» и «скрипка B». Критерии оценки определяли сами слушатели. Затем исследователи обработали результаты и выяснили, что звучание новых скрипок в среднем оценивается лучше, чем старых. Как говорит Клаудия Фритц, полученный результат статистически однозначен.

Второе испытание было проведено той же командой в Нью-Йорке с другими скрипками Страдивари и другими современными инструментами. На этот раз скрипачи играли только без сопровождения оркестра. И снова анкеты 82 слушателей показали, что скрипки современных мастеров играли лучше.

Скрипичный мастер Кристофер Жермен (Christopher Germain) из Филадельфии, член Американского скрипичного общества, который не принимал участие в испытании, назвал его результаты потрясающими. «Я думаю, на всем действительно полезно освободиться от фольклора и так далее и сосредоточиться на том, что мы слышим», – говорит он.

Джозеф Кертин полагает, что результаты тестов не приведут к снижению цен на скрипки работы Страдивари и других «старых итальянцев». Но, по его мнению, профессиональные скрипачи смогут получить инструмент самого высокого уровня, не тратя на него целое состояние, так что это хорошая новость прежде всего для нынешних исполнителей. Клаудия Фритц также обращает внимание на то, что при оценке звука скрипки нельзя полностью игнорировать психологию восприятия. Если слушатель знает, что перед ним звучит легендарный инструмент работы Страдивари, это неминуемо влияет на него, и этот эффект отключить невозможно.

По поводу «секрета Страдивари» мастер Кристофер Жермен полагает, что такое понятие ошибочно. По ее мнению, не существует одного «секрета», делающего скрипки работы Антонио Страдивари уникальными. Гениальный мастер путем долгих поисков нашел множество решений, касающихся как состава лака, так и толщины деки, структуры древесины и других параметров скрипки, поэтому считать, что есть какой-то один «секрет» ошибочно. Жермен говорит, что считать успех скрипок Страдивари результатом одной успешной находки – это как если бы он полагал, что, зная рецепт краски Микеланджело, сможет написать Сикстинскую капеллу.

Результаты эксперименты были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астронавты астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы малярия мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты пауки перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения реки религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика табак такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения когнитивные науки компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры шнобелевская премия эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.