25 октября 2021, понедельник, 08:28
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 ноября 2017, 19:30

Кранах и голуби

Картина в экспозиции Виндзорского замка
Картина в экспозиции Виндзорского замка
Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II, 2017

Сотрудники Британской королевской коллекции объявили, что им удалось подтвердить авторство картины «Дама с сыном». Вопреки сомнениям многих скептиков они пришли к выводу, что картину написал действительно знаменитый немецкий художник XVI века Лукас Кранах Старший. А помогли им убедиться в этом голуби, точнее – голубиные сухожилия.

Картина «Дама с сыном» была приобретена королевой Викторией в 1840 году в качестве рождественского подарка мужу – принцу Альберту. Альберт был большим любителем Кранаха и именно благодаря ему в королевской коллекции есть двенадцать полотен, написанных или самим Кранахом, или художниками из его мастерской. Виктория и Альберт не сомневались, что и «Дама с сыном» принадлежит кисти Кранаха.

Картина датируется 1510 – 1540 годами, когда Кранах Старший работал в Виттенберге при дворе саксонских курфюрстов. Изображает она женщину, держащую за руку пухлого мальчика. Одеяние дамы и ребенка заставляют считать, что это жена и сын курфюрста, но точно установить их личности исследователи не могут. Иногда утверждают, что это Сибилла Клевская, жена курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного и героиня множества картин Кранаха Старшего. В таком случае мальчик – один из четырех ее сыновей, скорее всего, старший сын Иоганн-Фридрих II.

Сомнения в принадлежности картины возникли у ученых, работавших в королевской коллекции в начале XX века. И надо сказать, для этих сомнений имелись основания. Причиной стал немецкий художник Франц Вольфганг Рорих (1787–1834), получивший сомнительную славу самого искусного фальсификатора картин Кранахов (отца и сына) и Дюрера. Немало таких картин он сумел продать состоятельным коллекционерам. Некоторые из них потом осели в музеях. В частности в коллекции Метрополитен-музея есть написанный им портрет Софии Ягеллонки, жены маркграфа Бранденбурга Фридриха I. Были  у Рориха и картины полностью идентичные той, что хранится в Британской королевской коллекции. Под названием «Портрет Сибиллы Клевской» они хранятся в Лувре и Художественном музее Хекшера в Хантингтоне (США). Утверждают, что всего Рорих успел нарисовать и продать более сорока копий псевдо-Сибилл, многие из которых до сих пор не найдены.

Часть исследователей вообще отрицала наличие у Кранаха подобной картины. Они полагались на то, что явная демонстрация нежных чувств между матерью и сыном не соответствует обычному стилю художника, герои которого обычно изображаются отстраненными. Также вызывал подозрение тот факт, что при всем изобилии поддельных копий не удавалось обнаружить работу Кранаха, которая могла бы послужить образцом для фальсификатора. Поэтому предполагалось, что Рорих объединил в своей картине образы, подражающие героям разных картин Кранаха.

Картина из королевской коллекции вновь привлекла внимание исследователей совсем недавно, когда хранители решили отправить ее на большую выставку «Cranach der Alterer: Meister Marke Moderne», прошедшую в Дюссельдорфе в начале этого года. Перед отправкой британские специалисты совместно с учеными из Университета прикладных наук Кельна подвергли картину подробному исследованию, а также отреставрировать.

 

«Портрет дамы с сыном» до реставрации

 

«Портрет дамы с сыном» после реставрации

При помощи инфракрасной рефлектографии они заглянули под слой лака и краски на картине и обнаружили типичные для Кранаха предварительные наброски фигур. Анализ красителей также говорил в пользу того, что картина написана в XVI, а не в XIX веке.

Окончательный же довод в пользу подлинности работы был получен при рентгеновском исследовании. На деревянной доске, на которой написан портрет, был обнаружен слой волокнистого материала, служившего проклейкой. Она использовалась, чтобы предотвратить возможное растрескивание и искривление древесины. Ученые сумели взять пробу ДНК из этого материала и обнаружили, что принадлежит эта ДНК голубю. В XVI веке при изготовлении клея, которым пользовались живописцы, в том числе и Кранах, использование голубиных сухожилий было обычным делом. В XIX веке Рорих, изготавливая свои подделки, применял более современные виды клея.

Так что эксперты во главе со специалистом по Кранаху Старшему профессором Гуннаром Гейденрайхом (Gunnar Heydenreich) пришли к заключению, что картина подлинная и что именно она послужила для Рориха образцом.

Хранителей королевской коллекции обрадовало такое известие, и теперь картина заняла почетное место в экспозиции Виндзорского замка, рядом с другими шедеврами Кранаха: «Аполлоном и Дианом» (около 1526), «Лукрецией» (1530) и «Судом Париса» (1530 – 1535).

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астронавты астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги виноделие вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы малярия мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты пауки перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения реки религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники средневековье старение старообрядцы стартапы статистика табак такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения когнитивные науки компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция темная материя физическая антропология финансовый рынок черные дыры шнобелевская премия эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2021.