Индустрия медиа в эпохе застоя

В большинстве регионов России СМИ как институт не развиваются. Такой печальный факт констатируются в докладе фонда «Медиастандарт» и Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина. Эксперты объяснили застой государственной политикой и проблемами рекламного рынка.

В докладе «Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в регионах России в 2015–2017 гг.» (Msindex-2017) отмечается, что ситуация сильно отличается в разных регионах, но в целом картина не слишком радостная.

Авторы доклада оценили состояние СМИ в 2015-2017 годах в регионах по 50 критериям, разбитым на пять групп — «Состояние среды для работы средств массовой информации», «Состояние и активность основных стейкхолдеров», «Состояние аудитории», «Состояние самих СМИ» и «Состояние медиаконтента». Данные оценивались на основе открытой статистики, экспертных оценок и массовых телефонных опросов.

По каждому из критериев регионам начислялись баллы. По результатам их разделили на четыре группы — с наибольшим, средним, недостаточным и наименьшим уровнями развития медиасферы.

В 2017 году самыми развитыми в области медиа были признаны Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий округ, Московская область, Ненецкий округ, Сахалинская область, Хабаровский край, Челябинская и Самарская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская и Ярославская области, Приморский край и Татарстан. В группу наименее развитых попали Крым, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Курганская область и Калмыкия.

С 2015 года всего 11 регионов перешли из одной в другую группу по уровню развития медиасферы. При этом с 2015 по 2017 год увеличился разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами.

Одна из главных причин застоя в медиасфере — госрегулирование СМИ, рассказал РБК директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. «Есть ограничения, которые не позволяют строить СМИ как бизнес, — добавил эксперт. — В том числе и невозможность иметь иностранных инвесторов, и еще закон [о СМИ-иноагентах], который вот недавно приняли». Вдобавок традиционным Из-за излишнего контроля власти традиционным СМИ трудно конкурировать с альтернативными площадками — к примеру, соцсетями. «Для этих площадок регулирования почти нет, а традиционные СМИ, наоборот, задавлены регулированием — например, даже форум на сайте сделать нельзя», — отметил Казьмин.

Институту СМИ мешает даже помощь от государства. В 2017 году регионы запланировали потратить на СМИ около 40,4 млрд рублей. Те СМИ, которые зависят от такого финансирования, часто не могут позволить себе заниматься независимой журналистикой, отметил Казьмин. «Независимые СМИ должны искать другие источники финансирования, но эти источники — рекламодатели — сейчас сжимаются», — рассказал он.

Поддержка СМИ местными властям сопоставима со всем региональным рынком рекламы, говорится в исследовании. В 2015 году объем региональной рекламы составил 45,4 млрд рублей, а финансирование СМИ из региональных бюджетов — 43,6 млрд руб. В 2016 году рекламный рынок в регионах и уровень господдержки несущественно снизились и составили 45 млрд руб. и 43,2 млрд руб. соответственно.