3 декабря 2020, четверг, 01:42
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 марта 2018, 19:47

Каналетто в Абердине

Джон Гэш с картиной Каналетто
Джон Гэш с картиной Каналетто
University of Aberdeen

Картина, которая уже более полутора веков хранится в Абердинском университете, недавно была признана подлинной работой знаменитого итальянского пейзажиста Джованни Антонио Каналя, известного под именем Каналетто (1697 – 1768).

Картина представляет собой каприччио – пейзаж с вымышленным архитектурным сооружением. Подобный жанр был популярен в пейзажной живописи в XVII – XVIII веках. На полотне изображены руины античного здания, на которых построен крестьянский дом. В древнем сооружении встроены два фонтана, которые, однако, до сих пор действуют, и женщины используют их для стирки белья.

В стороне слева виднеется постройка в форме пирамиды – здесь художник изобразил реальное римское сооружение, пирамиду Гая Цестия Эпулона. Она была возведена в I веке до н. э. , а в 271 – 275 годах, когда по велению императора Аврелиана Рим был окружен новым кольцом стен, была встроена в стену в качестве бастиона. В средние века пирамида Цестия считалась гробницей Рема, тогда как существовавшую до 1499 году пирамиду близ храма святого Петра считали гробницей Ромула. В 1660-х годах во время раскопок, начатых римским папой Александром VII, были найдены вход во внутренний склеп пирамиды и надписи на камни, свидетельствовавшие, что там был похоронен Цестий, а пирамиду возвели по его завещанию. Пирамида Цестия изображена на нескольких картинах Каналетто.

Долгое время считали, что эта картина принадлежит кому-то из учеников или последователей Каналетто, но теперь ее атрибутировали как принадлежащую самому художнику. К такому выводу пришли профессор истории искусств Абердинского университета Джон Гэш и ведущий специалист по наследию этого художника Чарльз Беддингтон. Свои выводы они изложили в Burlington Magazine – авторитетном журнале по изобразительному искусству. «По технике и стилю, а также по языку форм и композии ясно видно, что это собственная работа Каналетто самого высокого качества», – говорит Джон Гэш. Известны три других архитектурных фантазии кисти Каналетто, где изображены сходные постройки. Хотя на картине нет подписи художника, он оставил своеобразный знак – в центре руин храма на стене есть барельеф в виде круга, в котором изображен его герб.

В Абердинском университете картина оказался по завещанию врача Александра Хендерсона, умершего в своем имении в окрестностях Абердина в 1863 году. Он учился в Абердине, в колледже Маришаль и получил диплом доктора медицины в 1803 году. Спустя некоторое время он переехал в Лондон. Известность Хендерсон получил в 1814 году, когда разоблачил мошенничество Анны Мур, женщины, которая утверждала, что ничего не ела с 1807 по 1813 год. Вскоре он оставил занятия практической медициной, и стал посвятил себя литературе, коллекционированию и дегустации вин. Хендерсон совершал неоднократные поездки на континент, в ходе которых он собирал произведения искусства и предметы старины. В частности он собрал представительную коллекцию античной керамики, добытой в ходе раскопок Геркуланума. В 1824 году он опубликовал сочинение «История древних и современных вин».

В составленном в 1857 году завещании Хендерсон подарил всю свою коллекцию колледжу Маришаль. Он писал: «Музею вышеупомянутого колледжа мои картины, рисунки, мраморы, вазы, бронзы и медали, которые, пусть и не слишком ценны, могут помочь в формировании и распространении у моих соотечественников вкуса к изобразительному искусству и способствовать дальнейшим завещаниям подобного рода». Незадолго до смерти Хендерсона колледж Маришаль объединился с Королевским колледжем и возник Абердинский университет.

Спустя два года после смерти Хендерсона Aberdeen Journal перечислил в одном из своих номеров пожертвованные им произведения искусства, упомянув, что они выставлены в главном здании колледжа. Есть в этом перечне и интересующая нас картина – под названием «Руины храма». В качестве ее автора указан «Б. Каналетто». Возможно, имелся в виду племянник художника Бернардо Беллотто, тоже прославленный автор городских пейзажей. Однако Беллотто никогда не рисовал архитектурные каприччио.

В статье Джона Гэша и Чарльза Беддингтона в Burlington Magazine также говорится, что еще одна картина «Вид Большого канала с церквями Сан-Симеоне-Пикколо и Скальци» принадлежит Бернардо Каналю (1673 – 1744)., отцу Каналетто. Тот был известным венецианским театральным художником, но в конце жизни стал писать и городские пейзажи в духе своего сына.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.