РКН как АнтиTelegram. На пробу

Роскомнадзор предложил расширить основания для блокировок, включив в них решение суда об административном правонарушении. Это даст возможность легализовать блокировку миллионов IP-адресов в борьбе с мессенджером Telegram, уверены опрошенные газетой «Коммерсантъ» эксперты.

Обновленная версия подзаконного документа, а именно проекта приказа РКН «Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам», опубликована на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Она уже содержит в себе такое основание для внесения сайтов в реестр запрещенных ресурсов для блокировки, как «судебные решения и постановления по делам об административных правонарушениях, вступившие в законную силу».

Напомним, в процессе выполнения решения Таганского суда о блокировке в России мессенджера Telegram РКН заблокировал несколько миллионов IP-адресов, включая те, которые помогали обходить его блокировки. Между тем с правовой точки зрения эти действия были неоднозначны.

Между тем Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос о значимости доступа к Telegram для россиян, пользующихся интернетом. Согласно данным опроса, проводившегося 14-15 апреля методом телефонного интервью среди 2 тысяч респондентов старше 18 лет, 24% россиян считают доступ к мессенджеру важным. Неважным его посчитали 64% опрошенных. Статистическая погрешность опроса не превышает 2,2%.  

Побеседовать с «Полит.ру» о происходящем и перспективах развития ситуации согласился Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра IT-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, один из авторов Системного проекта формирования электронного правительства. 

«Сейчас, как я уже говорил, происходит своеобразная игра – такие маневры на большом натурном объекте на территории нашей страны. Все те, кто этим занимаются, начиная от Роскомнадзора и его специалистов и кончая провайдерами и техническими специалистами, которые лично для себя что-то настраивают, выясняют в режиме реального времени, что в принципе возможно при достаточно последовательной и безапелляционной попытке блокировать какой-то ресурс. Telegram оказался просто поляной, на которой эти учения проводятся.

Думаю, что на данный момент решение еще не принято, и все, кто к принятию его причастны, сейчас активно наблюдают, что происходит. Наблюдают они в основном за тремя вещами: за тем, удается ли блокировать, какова, как они говорят, "степень деградации сервиса" (то есть они проверяют, насколько эта тактика вообще может быть успешной и какую часть пользователей такими методами можно отвратить от ресурса); за реакцией крупных игроков, IT-поставщиков типа Google, Amazon, Microsoft, крупных провайдеров, провайдеров сервисов, которые используют разные площадки по всему миру для разного рода сервисов (как они будут реагировать, будут ли сотрудничать, защищая свой бизнес в России); и за тем, какова общественная реакция – повышаются ли от этих действий издержки, связанные с рейтингами, с популярностью власти, с отношением к ней, и не превышают ли они выгод, которые, как говорят спецслужбы, возникают от блокировок.

Ну, я-то думаю, что выгод тут не существует вообще, но в государстве есть люди, которые считают, что они есть. И сейчас идет соизмерение этих якобы возможных выгод и издержек. Чем оно закончится, думаю, мы узнаем, быть может, до инаугурации президента, а может, и после, когда уже будет сформировано новое правительство. И, например, может оказаться, что такого органа, как Роскомнадзор в будущем просто не останется – а его функции в каком-то виде куда-то передадут, с чем-то объединят и переформатируют. Это будет мягкий выход из ситуации.

Правда, упразднение функций не меняет ничего с точки зрения закона – закон-то принят, и там указан уполномоченный орган, которым сейчас является Роскомнадзор. Эту правовую ситуацию придется как-то "расшивать" – одной смены вывески тут достаточно не будет. Но это может быть политическим изменением, когда вся ситуация постепенно заглохнет.

Вполне возможен вариант, что царь-батюшка одернет зарвавшихся бояр: это будет так подано, что они, мол, там все с ума посходили, пол-интернета положили, нельзя же так! Что называется, "комара убили – стекло разбили". Это может случиться, если они решат, что выиграть в этой истории невозможно. И тогда одним из способов остановки всего станет вот такое одергивание – с юмором, как это у нас любят подавать. Ну, и все станет нормально, все порадуются, какой у нас хороший царь, и погрустят, какие плохие бояре. И все вернется к исходному положению.

Но это – оптимистичный сценарий, а реалистичный таков: все это будет вялотекущим и отключения будут некоторое время еще продолжаться. Этот сценарий не просто исключить нельзя – он мне представляется даже более вероятным, чем те, о которых я сказал вначале.

И довольно много, как мне кажется, будет зависеть от позиции крупных поставщиков услуг, в том числе работающих в России. Для них будет трудно уйти из России (для Google уж во всяком случае, потому что все сервисы, которые они здесь развивают, а это и карты, и поисковые сервисы, невозможны без присутствия в стране). Примут ли они решение об уходе? Многие сомневаются в этом, но многие сомневаются и в том, что они пойдут на поводу Роскомнадзора и властей. Опять-таки, мы до конца этого не знаем.

В целом же это становится еще и политическим моментом, и к происходящему начинает привлекаться внимание на Западе, чего вначале не было. Ну, что будет дальше, надо смотреть. Пока никто не сможет дать уверенного прогноза, кроме тех, кто точно знает. Но я думаю, повторю, что пока никто не знает, решение еще не принято. Думаю, что пока его лично президент не примет, будет сохраняться некоторая неопределенность. Глава РКН Александр Жаров продолжает действовать как исполнитель – мол, пока не одернули, действуем. А остальные наблюдают.

Если же говорить о том, для многих ли важно сохранение доступа к Telegram, то да, есть немалая часть людей, для которых это важно. И молодежи среди них очень много. Но думаю, что пока это был только первый камень, ведь если будут последовательно блокировать подобные сервисы, число недовольных вырастет. What'sApp пользуется несколько иной срез общества, чем Telegram, и в случае его блокировки будет еще некая добавка к потенциальной аудитории недовольных. 

Хотя в целом кажется, что то, что сейчас делают, – это проигрышная стратегия для власти. Я имею в виду именно с точки зрения интересов власти – тут, как мне кажется, они несколько ошибаются. Не очень понятно, как на таких действиях можно выиграть хотя бы в средней и долгосрочной перспективе. А в короткой перспективе это точно проигрышно», – сказал Брауде-Золотарев.