НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Неэкономные россияне

Мроженое. Пляж
Мроженое. Пляж

Доля россиян, которые ни на чем не экономят, за год заметно выросла. Об этом свидетельствуют результаты опроса исследовательского холдинга «Ромир».

Так, в 2016 году не экономили 11% опрошенных, в 2017-м — 18%, а при нынешнем опросе об этом заявили 24% россиян. Одновременно, соответственно, сократилась доля тех, кто предпочитает экономить — с 82% в прошлом году до 76% в текущем.

«При этом число россиян, которые признаются в продолжающейся экономии по тем или иным статьям расходов, значительно сократилось, а по некоторым — практически сошло на нет», — говорится в исследовании.

Так, в течение всех предыдущих аналогичных опросов наибольшая доля россиян признавалась в экономии на еде в целом — сейчас также этот показатель остается самым высоким по сравнению с другими статьями расходов. Но если в прошлом году на еде экономили 39% россиян, то в этом году такой ответ дали только 17%.

На второе место по объемам экономии вышли отдых и путешествия. Об экономии на такого рода тратах заявили 12% опрошенных, хотя год назад так говорили 30% опрошенных, что даже больше уровня 2016 года в 21%.

 
Туристический пеший маршрут / pixabay.com

О продолжающейся экономии на других статьях расходов заявили менее чем 10% россиян. С 33% опрошенных, которые с осторожностью позволяли себе покупку одежды и обуви в 2017 году, доля людей, которые придерживаются такой стратегии, сократилась до 9%. В прошлом году на деликатесах экономили 30% респондентов, в этом — только 6%. На развлечениях экономят 6% опрошенных вместо 30% в прошлом году. На алкоголе и сигаретах продолжают экономить 5% россиян, тогда как в прошлом году доля таких ответов составляла 21%.

Сокращается доля экономящих и на других расходах. Об экономии на ресторанах заявили 4% россиян при 20% аналогичных ответов годом ранее. На бытовых услугах продолжают экономить 3% россиян (13% в прошлом году), на покупке различных гаджетов — 2% респондентов (15% в прошлом году). По 1% россиян признаются в экономии на косметике, медицинских услугах, оплате транспорта и занятиях спортом. Об экономии на услугах мобильной связи не заявил ни один респондент.

Президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин считает, что для большинства россиян «трудные времена, связанные с тотальной экономией, остались позади». «Цены стабилизировались, доходы начали потихоньку расти. Многие россияне наконец-то вздохнули в прошлом году с облегчением, т.к. долгосрочно жить в напряжении невозможно. Жизнь продолжается, хочется надеяться на лучшее. Судя же по оценкам 2017 года, полученным, в том числе, и через характеристики покупательских настроений, можно говорить о том, что кризис отступил», — сказал он.

 
Покупка продуктов в супермаркете / АГН "Москва" / фото: Любимов Андрей

Отметим, что в конце апреля эксперты инвестиционного подразделения Сбербанка Sberbank CIB публиковали исследование, в котором говорится, что число россиян, посещающих магазины исключительно ради промоакций, достигло рекордных значений. Именно промоакции стали самой популярной стратегией экономии денег в первом квартале 2018 года у россиян со средним доходом. Доля респондентов, пользующихся рекламными предложениями, составила 59%. А доля тех, кто посещает магазины «исключительно» ради рекламных акций, — 49%, это рекорд за историю наблюдений, с 2013 года.

«Мы считаем, что российские потребители стали в некотором роде зависимыми от рекламных предложений. Это происходит не только из-за спроса, но и из-за предложения», — объясняют авторы доклада.

При этом, в целом, как следует из доклада Sbеrbank CIB, россияне не собираются возвращаться к стандартам расходов, которые наблюдались в 2013 году — до падения цен на нефть, введения санкций и ослабления рубля. В случае увеличения зарплаты на тысячу рублей средний респондент потратит на продукты только 18% дополнительного дохода (при нынешних тратах в размере 38%). 14% пойдут на одежду и товары для дома (сейчас на них тратится 16% заработка). 13% опрошенные решили направить на сбережения (сейчас 7%).

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.