НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Майские ресурсы

Владимир Путин в кабинете
Владимир Путин в кабинете

Майский указ президента — это не только обозначение целей, к выполнению которых, по крайней мере в теории, должно двигаться федеральное правительство в ближайшие шесть лет. Умалчиваемая часть указа — это поиск ресурсов, которые необходимы для достижения объявленных показателей.

Во вторник президент Владимир Путин рассказал, что выполнение майского указа обойдется в 8 трлн рублей. Дмитрий Медведев добавил, что по «сугубо предварительным» расчетам в целом объем расходов для реализации всех задач, сформулированных в указе, составит 25 трлн рублей, ведь в указ включены уже существующие приоритетные проекты. А 8 трлн нужны только для исполнения новых направлений и задач.

Интересно, что вопрос о том, откуда брать эти деньги, руководство страны не обходит. Путин рассказал в Думе, что, во-первых, власти рассчитывают на ускоренный рост ВВП. «От роста объема экономики будут дополнительные доходы», — объяснил президент. Во-вторых, необходимо «внимательно посмотреть» на макроэкономическую политику и налоговую систему. «Есть и так называемые общие системные меры. Сейчас не буду их перечислять, они вроде бы мелкие, но по каждой из них надеемся получить по 300–400 млрд рублей. В целом 1,2 трлн», — отметил Путин. Все это «не просто болтовня и слова, мы все считали», заверил он.

 
В. Путин и Д. Медведев на заседании Госдумы / duma.gov.ru

Хотя президент и решил не вдаваться в подробности, в целом понятно, откуда государство может взять деньги — либо необходимо повышать налоговую нагрузку (через рост собираемости или увеличение ставки, это не так принципиально), либо наращивать заимствования.

Причем 8 трлн для России — это не такие большие деньги. Минфин оценивает общую сумму расходов бюджета в 2019-2024 гг. в 112 трлн рублей. 8 трлн — это лишь 7% данного объема.

Сегодня естественно предположить, что правительство может получить дополнительные деньги за счет нефтегазового экспорта. Правда, если исходить из действующего законодательства, то задействовать нефтегазовые доходы не получится, так как согласно бюджетному правилу все доходы от нефти дороже 40 долларов за баррель идут в резервы. Алексей Кудрин, который считается одним из авторов экономической программы президента, предлагал повысить порог отсечения до 45 долларов, но решение пока не принято, Минфин выступает против.

Возможно, назначение Антона Силуанова на место экономического вице-премьера заставит ведомство шире смотреть на ситуацию и все-таки смягчить бюджетное правило, предположил в разговоре с РБК экономист Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский: жесткая фискальная политика негативно влияет на экономический рост. «За первый квартал 2018 года Минфин направил на закупку валюты около 750 млрд рублей. Если такой темп сохранится, то в течение года на валютный рынок будет направлено порядка 3 трлн. Это очень жесткая конструкция, а сейчас можно обсуждать вопрос о смягчении бюджетного правила хотя бы в части повышения цены отсечения до $45. Это развяжет руки и даст возможность тратить больше», — подчеркивает эксперт.

 
Табло обменных пунктов Москвы с курсами валют / mskagensy.ru

Второй вероятный источник доходов — увеличение налоговой нагрузки на экономику. Пока члены правительства или Кремль не сообщали о принятии какого-либо решения в этой сфере. Но активно обсуждалось несколько глобальных реформ: налоговый маневр (снижение страховых взносов с 30 до 22% при одновременном росте НДС с 18 до 22%), введение налога с продаж и увеличение НДФЛ с 13 до 15%. Правда, в Думе Медведев заявил, что правительство не поддерживает ни рост подоходного налога, ни отмены плоской шкалы.

Рост налоговой нагрузки всем хорош (для правительства), если бы не вел к торможению экономического роста, а это входит в противоречие с установленными целями. В мартовском послании Федеральному собранию Владимир Путин поставил задачу увеличить подушевой ВВП к середине 2020-х годов в 1,5 раза, а в майском указе говорится, что Россия должна через шесть лет обогнать Германию по ВВП по ППС (паритету покупательной способности). Для роста в 1,5 раза необходимо расти на 6% в год, а для опережения Германии — хотя бы не медленнее этой страны.

Третий сценарий предлагался Центром стратегических разработок под руководством Кудрина. Эксперты выдвинули идею не повышать доходы правительства, а совершить бюджетный маневр, перенести деньги из «оборонки» в социальные сектора экономики, образование и медицину. Учитывая, что в майском указе ничего не говорится о наращивании оборонного потенциала, такое развитие событий вполне вероятно.

 
Парад на Красной площади / kremlin.ru

Еще один вариант — правительство может начать наращивать госдолг, сейчас государство должно менее 14% ВВП, это достаточно низкий показатель.

И, наконец, не стоит забывать о пенсионном возрасте и других социальных обязательствах правительства. Их сокращение высвобождает значительные ресурсы, но может привести к социальным протестам, так как в условиях низкой инфляции придется физически отказываться от обязательств, а не просто не индексировать их.

Скорее всего деньги не будут браться из какого-то одного источника, как и сказал президент в Госдуме, решений может быть несколько. Но выбор, в любом случае, невелик.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.