Государственная Дума в ответ на американские санкции все-таки не станет запрещать импорт лекарств из США, стран Европы и других государств, которые ввели против российских компаний и граждан ограничения. Об этом, как передает «Интерфакс», заявил первый зампредседателя Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников по итогам дискуссии, прошедшей в рамках Совета по законотворчеству в Госдуме.
Из текста документа решено вообще исключить упоминания конкретных отраслей, товаров и услуг, в отношении которых могут быть введены санкции, а будут перечислены только меры воздействия, которые могут применяться, рассказал Мельников.
В первоначальном варианте законопроекта, напомним, напротив, перечислялись отрасли и товары, которые могут попасть под антисанкции. Речь шла об ограничении импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, алкоголя, табака и лекарств (за исключением тех, чьи аналоги не производятся в России), а также запрет государственных и муниципальных закупок технологического оборудования и программного обеспечения. В законопроекте говорилось о запрете экспорта продукции и оборудования из редкоземельных металлов, а также о прекращении сотрудничества России и российских юридических лиц с Соединенными Штатами и организациями, «в капитале которых прямо или косвенно... участвуют организации, находящиеся под юрисдикцией США», в сфере атомной промышленности, авиастроения, ракетно-двигательной промышленности, а также в консалтинговых, аудиторских и юридических услугах. Особо было прописано, что на территории России исчерпываются исключительные права на товарные знаки в отношении товаров, правообладателями которых являются граждане США.

При этом предусматривалось, что санкции вводятся не с принятием закона, а специальным решением президента. Новый вариант законопроекта, судя по всему, даст главе государства еще больше полномочий — теперь он должен будет определять не только когда вводить или приостанавливать санкции, но и их содержание.
В документе говорится, что президент будет вправе приостановить международное сотрудничество России и российских компаний с «недружественными иностранными государствами и организациями, находящимися в их юрисдикции». Также законопроект предполагает «запрет или ограничение ввоза в Россию продукции или сырья из <...> недружественных иностранных государств». Еще одной ответной мерой должен стать «запрет или ограничение на вывоз» из страны продукции «гражданами или организациями из недружественных стран». Помимо этого, «недружественными странам» и находящимся в их юрисдикции компаниям российские депутаты предложили запретить или ограничить возможность оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, гражданам и организациям из поддержавших американские санкции стран в Госдуме хотят запретить (или ограничить их возможность) участвовать в приватизации российского государственного или муниципального имущества.
Таким образом депутаты отказываются от ответственности за конкретные решения, в том числе и непопулярные, такие как запрет на импорт лекарств.

Кроме того, парламентарии рекомендуют правительству при подготовке бюджета на 2019-2021 гг. «рассмотреть вопрос об оказании поддержки из федерального бюджета отраслям экономики, отдельным отечественным предприятиям и моногородам в связи с введением санкций иностранных государств, следует из документа». Об этом говорится в документе, который РБК процитировала политолог Екатерина Шульман, присутствовавшая на заседании Совета.
Сразу после заседания Совета по законотворчеству в пятницу прошло заседание комитета Госдумы по экономической политике, промышленности и предпринимательству, в ведении которого находится законопроект об антисанкциях. Глава комитета Сергей Жигарев рассказал на нем, что решение уйти от конкретизации отраслей промышленных предприятий и направлений «никоим образом не ущемляет, а наоборот, расширяет возможности поддержки наших граждан». По его словам поправки в законопроект расширят «сферу мер, при которых правительство и президент с учетом динамичности меняющейся политической, международной и экономической обстановки сами определяют направления, которые отвечают контрсанкциям».
Первое чтение законопроекта запланировано на 15 мая. Дума может принять документ только в первоначальной редакции, а поправки будут внесены ко второму чтению.