19 ноября 2019, вторник, 11:26
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 мая 2018, 19:30

Неужели Рембрандт?

«Портрет молодого человека»
«Портрет молодого человека»
Christie’s

Амстердамский арт-дилер Ян Сикс сообщил, что им была обнаружена неизвестная картина Рембрандта ван Рейна. Если авторство подтвердится, для истории искусства это станет сенсацией десятилетия. Со второй половины XX века искусствоведы значительно чаще опровергали принадлежность картин Рембрандту, чем находили принадлежащие ему работы. Но в нынешнем случае со мнением Яна Сикса уже согласились несколько авторитетных специалистов по творчеству Рембрандта.

Историк искусства и владелец частной галереи Jan Six Fine Art в Амстердаме даже своим происхождением связан с Золотым веком голландской живописи. Его прямой предок и тезка Ян Сикс (1618 – 1700) был видным деятелем той эпохи, мэром Амстердама, коллекционером и меценатом. Сам Ян Сикс был изображен на одном из портретов работы Рембрандта, а еще он приходился зятем Николасу Тульпу – центральному персонажу другой рембрандтовской картины.

Нынешний Ян Сикс специализируется на работах старых мастеров, но картин Рембрандта ему до недавних пор не попадалось. И вот однажды в демонстрационном зале аукционного дома Christie’s ему попалась картина «Портрет молодого человека»: поясной портрет размером 101 на 74 сантиметров, на котором изображен юноша в черном бархатном плаще с белым кружевным воротником. Ни точной даты создания картины, ни имени автора определено не было. В аукционном каталоге была лишь обозначена ее принадлежность к «кругу Рембрандта». Но круг Рембрандта это еще не сам Рембрандт, поэтому цена картины была не столь высока.

 

«Портрет молодого человека»

Ян Сикс привлек инвестора, и они приобрели «Портрет молодого человека» на распродаже Old Masters Day Sale в Лондоне 9 декабря 2016 года за 137 000 фунтов стерлингов (185 000 долларов), что было в девять раз выше, чем предварительная оценка.

Привлекли внимание Яна Сикса две вещи. Во-первых, прямой взгляд изображенного человека на зрителя был редким приемом для портретов XVII века, но он типичен для портретов Рембрандта, в том числе для автопортретов. Вторая интересная вещь – кружевной воротник. В те время кружево воротников в мужском костюме было, пожалуй, самой непостоянной деталью, так как мода стремительно менялась. Сиксу удалось установить, что данный тип воротника носили в 1633 году. То есть картина относится к тому периоду, когда Рембрандт после переезда из Лейдена в Амстердам (1631) год, набирал популярность среди заказчиков.

Но все-таки Рембрандт ли писал «Портрет молодого человека»? Как мы уже говорили, в последние десятилетия специалисты отвергли авторство Рембрандта для очень большого количества картин. Если в начале XX века считалось, что сохранилось около восьмисот работ художника, то в современном авторитетном каталоге A Corpus of Rembrandt Paintings (1982 – 2014) их насчитывается всего 346. Дело в том, что в учениками и последователями Рембрандта было создано много работ, которые в дальнейшем приписывались ему самому. Среди них есть как копии картин, выполненных Рембрандтом, так и самостоятельные произведения в его стиле. Это и есть «круг Рембрандта». Несколько десятилетий группа ученых из Амстердама, объединенных в Rembrandt Research Project, работала над проверкой авторства и подлинности приписываемых Рембрандту картин. В результате их работы оказалось, что многие картины, выставлявшиеся в музеях как написанные Рембрандтом, на самом деле ему не принадлежали.

Но Ян Сикс сохранял оптимизм. Дело в том, что если «Портрет молодого человека» написан около 1633 года, «круг Рембрандта» тогда еще не сложился, и вероятность, что автором портрета был сам Рембрандт, весьма высока. Восемнадцать месяцев Ян Сикс занимался изучением картины, включая анализ красок и рентгеновское исследование, и пришел к выводу, что гипотеза об авторстве Рембрандта подтвердилась.

Он показал портрет нескольким специалистам по творчеству Рембрандта, и они согласились с атрибуцией. Наиболее весомым выглядит мнение Эрнста ван де Ветеринга, который возглавлял Rembrandt Research Project и был главным редактором последних двух томов A Corpus of Rembrandt Paintings. После этого Ян Сикс рассказал о своем открытии широкой публике в крупной нидерландской газете NRC Handelsblad. Одновременно на нидерландском и английском языках вышла книга Яна Сикса, где рассказывается об исследовании картины.

Весьма вероятно, что «Портрет молодого человека» изначально был написан в полный рост, но потом обрезан. Исследователи предполагают также, что он может быть одним из парных портретов, изображавших мужа и жену. Подобная пара – портреты Мартена Солманса и жены Опьен Коппит, тоже кисти Рембрандта, была в 2016 году совместно приобретена Рейксмузеумом и Лувром (подробнее об этом можно прочитать в очерке «Два портрета для двух музеев»). Глава отдела реставрации живописи Рейксмузеума Петрия Нобл считает, что у этих парных портретов много общего с «Портретом молодого человека», но говорит, что для уверенного заключения необходимы более подробные исследования.

Пока же очищенный и отреставрированный «Портрет молодого человека» выставлен с 16 мая в музее Эрмитаж – Амстердам. Там его можно будет увидеть до 15 июня. А Ян Сикс уже начал искать потенциального покупателя картины. Теперь ее цена будет значительно выше 185 000 долларов. Напомним, что рекордная цена за картину Рембрандта на открытых торгах была достигнута в 2009 году, когда на аукционе Christie’s «Портрет мужчины с рукой на боку» (1658) продали за 20 201 250 фунтов стерлингов (33 258 562 долларов).

Находки работ Рембрандта – нечастое событие. Последний случай, когда была подтверждена атрибуция ранее неизвестной картины Рембрандта произошел в 1974 году, когда была найдена картина «Крещение евнуха» (1626), ныне принадлежащая Музею монастыря святой Екатерины в Утрехте. В 2017 году был признан принадлежащим руке Рембрандта набросок сидящей собаки из Музея герцога Антона Ульриха в Брауншвейге.

В 2015 году в Нью-Джерси была обнаружена картина Рембрандта «Пациент в обмороке» («Аллегория обоняния», 1624). О ее существовании знали и раньше, так искусствоведам были известных входившие в ту же серию аллегории слуха, зрения и осязания, но, где находится картина, долгое время никто не знал. В 2016 году «Пациент в обмороке» был приобретен Томасом и Дафной Каплан – владельцами знаменитой «Лейденской коллекции» в Нью-Йорке. До 17 июня эта картина в числе других шедевров из собрания Капланов выставляется в Музее изобразительных искусств в Москве.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп защита растений информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.