НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Казаки и безнаказанность

Фестиваль военного искусства казаков
Фестиваль военного искусства казаков

Скандал с избиением участников несанкционированной акции на Пушкинской площади Москвы нагайками не утихает, несмотря на сообщения, что позволившие себе такие выходки казаки сами были наказаны точно так же. Многие публикации в СМИ и обсуждения в социальных сетях посвящены тому, кто такие казаки, почему их стало так много и почему власть почти никогда не одергивает их.

На этот раз, впрочем, власти все-таки вмешались: Тверской суд Москвы 14 мая оштрафовал одного из напавших с нагайками на участников несогласованной акции. При этом поступок нападавшего квалифицировали как мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП). Штраф составил тысячу рублей.

 
Казаки на Пушкинской площади 5 мая 2018 г.

Хотя первоначально власти утверждали, что казаков среди обеспечивающих порядок на акции не было. «В расчете сил и средств по обеспечению безопасности никаких казаков, естественно, не было. Они не привлекались ни властью, ни полицией для обеспечения общественного порядка», — привело, например, слова руководителя департамента региональной безопасности Москвы Владимира Черникова интернет-издание Lenta.Ru.

Поговорить с «Полит.ру» о казаках, а также о том, в чем состоит их основная проблема и связана ли она с их отношениями с оппозицией, согласился Алексей Макаркин, ведущий эксперт Центра политических технологий. По его мнению, проводить аналогии между действиями современных казаков и действиями казачества в царской России неверно, поскольку прежде казаки были людьми, подчиняющимися воинской дисциплине, а теперь это не так.

«Надо сказать, что и в предоставлении властью свобод "своим"  тоже есть определенные пределы. Допустим, с казаками мы их еще не видели, но когда ребята из неофициальных организаций, так называемые общественные активисты (их можно называть по-разному, и оппозиция называет их провокаторами, например), пришли на политическую фотовыставку с мочой наводить порядок и показывать, кто у нас тут в Москве хозяин, их остановили. Мол не надо, это уже слишком. Это официальное разрешенное мероприятие, не оппозиционная акция, и вы тут не особо активничайте.

 
Донские казаки

Тут есть еще один момент, о котором стоит сказать. Сейчас проводится много параллелей деятельности казачества в настоящее время с его деятельностью во времена царской России — мол, казаков прежде тоже использовали против тогдашней оппозиции, против революционеров. Но есть принципиальная разница: тогда казаки были все-таки на военной службе, это были люди, подчиняющиеся воинской дисциплине. В настоящее же время мы видим, что казачьи войска, которые можно мобилизовать и  которые могут пойти и в Крым, и против оппозиции — это организации, которые состоят из обычных граждан, надевших в соответствующую форму.

Когда в интернете начали выяснять, что же такое и кто же такие казаки, оказалось, что это люди в обычной жизни вполне себя гражданские, только, по сути дела, очень идеологизированные. Это нужно учесть. И эти люди могут серьезно превысить полномочия, которыми располагают по закону. Это также надо учитывать. Поэтому такие эксперименты с казаками носят достаточно опасный характер. У них есть нагайки, которые фактически являются холодным оружием. и как они их будут применять в ситуацию фактической безнаказанности, большой вопрос. При наличии идеологического фактора у них претензий к современным горожанам может быть очень много.

 
Фестиваль военного искусства казаков

Они и сами, кстати, не какие-нибудь там люди из станиц, если говорить о Центральном рееестровом казачьем войске. Но они настроены достаточно архаично. И поэтому современный город, современные нравы вызывают у них сильное неприятие. Они считают, что молодежь слишком свободно себя ведет, что люди стали многое себе позволять, чего не было в советское время, и так далее. Ведь казаки могут надевать любую форму, но по сути в морально-нравственной сфере ориентир для них — Советский Союз. Они либо сами там жили, либо там жили их родители. Поэтому все, что выходит за рамки этого образца, вызывает у них сильное неприятие.

Но если нечто вызывает сильное неприятие у людей, не обладающих оружием, это одно. Они могут возмущаться, и это их право — у нас свобода слова. Если у них есть при себе моча, допустим, они могут обливать ею кого-то. Это плохо, некрасиво, противно, но это не причиняет повреждений. Это не может изувечить человека. Если же у таких людей появляется в руках нагайка, это куда опаснее. Такой вот диссонанс между своего рода подчеркнутой архаикой их убеждений и на самом деле довольно модернистской жизнью в мегаполисе — это тоже достаточно серьезная проблема, вероятно, выходящая за рамки отношение казаков и оппозиции», — считает Алексей Макаркин.

 
Казаки

Он также высказал мнение, что казаки, которым после реформы полиции власть вынуждена был передать часть функций по охране порядка, оказались в привилегированном положении, поскольку власть воспринимает как «своих». При этом казаки, по его оценке, являются достаточно серьезной силой, которая в кризисной ситуации может себя проявить. И, в отличие от общества, власть это учитывает, поскольку у нее есть ощущение, будто существуют высокие риски, связанные с возможностью «цветной революции». Именно по этой причине она предпочитает не обижать «своих».

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.