Политические приключения Южной Европы

Англоязычные СМИ обсуждают политическую ситуацию в Южной Европе и ее воздействие на евроэкономику. Политическая ситуация характеризуется тем, что у Италии и Испании одновременно формируются новые правительства.

Италия получает правительство, пишет Reuters, а Испания теряет. В Южной Европе, таким образом, нарастает неопределенность, потому что итальянское правительство не совсем такое, каким бы его хотел видеть Брюссель. Итальянские популистские партии, победившие на выборах, наконец согласовали с президентом кабинет министров. Это значит, что им удалось уклониться от угрозы повторных выборов, как прежде предлагал президент Серджо Маттарелла. Противоречие разрешилось благодаря тому, что евроскептика Паоло Савону решили не делать министром финансов, а сделать министром по делам ЕС.

А за несколько часов до этого испанскому премьер-министру Мариано Рахою оппозиция в парламенте вынесла вотум недоверия, в результате чего его правительство фактически потерпело крах. Инициатором парламентского голосования стали социалисты. Согласно испанской конституции, это значит, что их предводитель Педро Санчес автоматически становится премьер-министром и формирует новое правительство.

У рынков политические перипетии Испании вызывают меньше паники, чем итальянский сюжет. Ни одна из лидирующих испанских партий не рассматривает всерьез перспективу выхода из еврозоны и не планирует ее радикального перестраивания. В Италии, наоборот, это важная часть повестки победивших партий, и формирование ими правительства только усиливает соответствующие страхи.

В целом итог этой недели, с точки зрения событий в Южной Европе, оказался менее катастрофическим, чем мог бы быть. В частности, устранена часть неопределенности, касающейся итальянского правительства. Но в целом, отмечает Reuters, всё это свидетельствует о сильнейшем кризисе европейского политического истеблишмента. Яркое подтверждение этому тот факт, что евроскептики теперь уже не просто вызывают симпатию значительной доли электората, но и формируют вполне законные правительства.

К этому прибавляются и внешние трудности. Теперь ЕС должен вырабатывать стратегию взаимодействия с США, уверенно взявшими курс на протекционизм. Лидерам ЕС уже не удалось договориться с американским руководством о пошлинных исключениях. Теперь им необходимо принимать ответные меры, но для этого нужно договариваться с партнерами по блоку, а между тем, возможности для консенсуса среди партнеров сокращаются.

Wall Street Journal, впрочем, отмечает, что рынки скорее обрадовались заключению итальянской правительственной сделки. Парадоксальным образом, инвесторов, тревожащихся о нестабильности в еврозоне, успокоил тот факт, что итальянские популисты-евроскептики сумели договориться между собой и с президентом и сформировать правительство. Тем самым они разрешили политический кризис, правда, у власти оказались именно евроскептики.

Вероятно, дело в том, что перспектива повторных выборов фактически воспринималась рынками как перспектива негласного референдума о членстве в еврозоне. Теперь угроза этого «референдума» миновала, и рыночные игроки вздохнули с облегчением. Появилась надежда на то, что никто не будет совершать резких движений, а всё вернется в режим вялотекущего противостояния.