Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев представил свое видение того, как можно стабилизировать ситуацию на рынке бензина в России.
«Грубо говоря, нужно залить биржу бензинами, дизельным топливом, чтобы не было этого дефицита», — цитирует его РИА Новости.
Кроме того, он призвал уменьшить экспорт, чтобы наполнить собственный рынок.
«Должна быть социальная ответственность, что мы не бросаем наших потребителей. До парадокса доведу эту ситуацию: а если 200 долларов будет за баррель, это что, значит, надо весь бензин вывезти из нашей страны и оставить сухие бензоколонки?» — задался вопросом он.
По его словам, пока что речи об интервенциях не идет, поскольку емкость рынка велика, а «свободных запасов нет ни у нефтяных компаний, ни у Росрезерва».
Удорожание нефти и ослабление рубля привели к тому, что продажа бензина на экспорт оказалась существенно выгоднее, однако компании не могут провоцировать дефицит на внутреннем рынке, поэтому сырьевики стали поднимать цены для российских потребителей, чтобы снизить убытки. К тому же, сыграл роль и традиционный летний рост спроса на горючее, связанный с активизацией сельхозработ.
Сказались и действия перекупщиков нефтепродуктов.
«Сейчас оптовые цены бензина поднимаются, на этом могут заработать перекупщики. Посредник в понедельник покупает топливо на бирже по одной цене. А в среду продает его по другой – на несколько процентов дороже. Такие спекуляции приводят к росту оптовых цен. Перекупщики создают излишний ажиотаж, они специально делают для СМИ прогнозы о дальнейшем росте стоимости горючего. Это накручивает рынок и цены действительно продолжают расти», — сказал «КП» аналитик трейдерской компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков.
Напомним, что ранее Минэкономразвития выступило с прогнозом о том, что рост цен на бензин в России в этом году может превысить инфляцию. Об пишет ТАСС со ссылкой на министерство. Последние недели в стране наблюдается скачкообразное повышение стоимости топлива. Так, только за последнюю неделю цены выросли на 1,9%. Об этом пишет «Накануне» со ссылкой на данные Росстата. По информации ведомства, за май рост составил 5,7%.
«Сильнее других на прошлой неделе дорожало топливо марки АИ-92 — на 2%. АИ-95 вырос в цене на 1,8%, АИ-98 — на 1,6%. С начала года топливная инфляция составила 7,3%», — уточняет издание.
В ФАС, объясняя резкий рост цен на бензин, сообщили о том, что нефтекомпании снизили объемы реализации своей продукции. Также в ведомстве подчеркнули, что к ситуации могла привести налоговая политика государства.
«Государство использовало так называемый налоговый маневр. Экспортные пошлины уменьшились, а налог на добычу полезных ископаемых увеличили. Предполагалось, что акцизы уменьшатся вместе с пошлинами. Но вместо этого их увеличили», — рассказал «Комсомольской правде» начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.
Именно поэтому в качестве одной из мер по стабилизации рынка нефтепродуктов в России было выбрано снижение акцизов на топливо. Предполагается, что с 1 июля они будут уменьшены: на бензин будут снижены на 3 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо — на 2 тысячи рублей. При этом изначально с 1 июля 2018 года, наоборот, планировалось повышение акцизов.
«Договорились с крупнейшими нефтяными компаниями с учетом принятых решений о снижении фискальной нагрузки на компании отрасли. Они подтвердили готовность выдерживать текущий уровень розничных цен на бензин и дизельное топливо. Рассчитываем, что это решение также окажет существенное стабилизирующее влияние на цены на оптовом рынке», — цитирует РИА Новости представителя вице-премьера Дмитрия Козака Илью Джуса.
Эксперты полагают, что снижение акцизов может не только заморозить цены на нынешнем уровне, но даже и несколько уменьшить их для конечного потребителя.
«Сейчас государство с помощью "джентльменского соглашения" с нефтяниками, которое предполагает снижение налоговой нагрузки в обмен на заморозку розничных цен, пытается остановить подорожание бензина. Эта мера позволит снизить стоимость бензина на 1-1,5 рубля от текущего уровня, но так как соглашение будет действовать лишь до конца года, то проблема решится на время, а затем топливо может подорожать опять», — пояснил телеканалу «360» ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков.
При этом специалисты призвали не замораживать розничные цены на топливо, так как это может спровоцировать банкротство независимых компаний и повлиять на качество бензина и дизельного топлива.
«Решение о заморозке розничных цен ведет к убыткам, банкротствам независимых АЗС, засилью некачественного топлива на рынке», — сказал РИА Новости президент Независимого топливного союза Павел Баженов.