26 марта 2019, вторник, 01:52

Заселение Америки: новые исследования

Побережье Британской Колумбии на современной фотографии

На прошедшей неделе были опубликованы две научные статьи с новыми данными о проникновении людей в Северную Америку. В одном из них ученые представили новые доказательства в пользу версии о «прибрежном маршруте» заселения. Они определили, что около 17 тысяч лет назад тихоокеанское побережье Северной Америки уже освободилось ото льда, тогда как коридор между двумя ледниковыми щитами на месте современной реки Маккензи был в это время еще закрыт. Вторая работа посвящена сопоставлению геномов современных представителей коренных народов Северной и Южной Америки с ДНК, извлеченными из древних останков. Полученные данные позволяют предположить, что после проникновения на юг первопоселенцы разделились на две группы, одна из которых распространилась на востоке Северной Америки, а другая – на западе Северной Америки и далее в Центральной и Южной Америке. Но в ходе дальнейшей истории представители обеих ветвей неоднократно смешивались.

Напомним, что предки жителей Америки пришли туда из Азии по перешейку, существовавшему на месте Берингова пролива. Дальнейший путь им преграждали Лаврентийский и Кордильерский ледниковые щиты, закрывавшие территорию современной Аляски. До последних лет считалось, что отправиться дальше они смогли, приблизительно 14 тысячелетий назад, как обычно считают, между ледниками открылся проход длиной около полутора тысяч километров, так называемый «коридор Маккензи». По нему люди сумели пройти дальше на юг и заселить территорию от области Великих равнин и Скалистых гор до Новой Англии и района Великих озер, образовав археологическую культуру Кловис.

Однако время от времени археологи сообщали о находках в Северной и Южной Америке, которые, по их оценке, были старше культуры Кловис. Значит, люди должны были проникнуть в Америку не через коридор Маккензи. В 2016 году появилось исследование, где подвергалась сомнению сама возможность прохода первых американцев через коридор Маккензи. Ее авторы взяли девять буровых проб из донных отложений двух озер в Канаде, которые расположены там, где проходил этот коридор. Когда-то оба озера были частью одного озера Пис (Lake Peace), в которое поступала вода от тающих ледников. Анализируя следы ДНК растений и животных, они установили, что течение первых семи столетий после возникновения коридора Маккензи он представлял собой арктическую пустыню, где, хотя лед и отступил, было мало свидетельств какой-либо жизни. Лишь около 12600 лет назад в нем появилась тундростепь, и он стал пригоден для путешествий. Но это слишком поздно не только для докловисских обитателей Америки, но даже и для представителей культуры Кловис. Поэтому прибрежный маршрут поселенцев надо считать более вероятным.

Поэтому все увереннее звучит гипотеза о том, что первые американцы проникли на юг, огибая ледник. Для этого им надо было двигаться вдоль тихоокеанского побережья пешком или на лодках. Ученые справедливо отмечали трудности такого маршрута, где в условиях скудных ресурсов поселенцы должны были еще продвигаться в неизвестные им земли. Еще одно подтверждение «прибрежного маршрута» появилось в марте 2018 году, когда канадские исследователи нашли отпечатки человеческих следов возрастом 13 тысяч лет в слое реликтовой почвы под песчаным пляжем на острове Калверт, у тихоокеанского побережья Канады.

Аргумент геологов

Были высказаны предположения, что линия побережья в ту эпоху проходила несколько иначе, и существовал более широкий проход между ледником и океаном, часть которого сейчас оказалась затоплена. Это бы облегчило людям путь на юг.

Вероятные пути переселения на юг и ледниковые щиты Северной Америки. Отмечены места, где авторы исследования брали образцы для датирования

Выяснением этого занялась Алия Леснек (Alia J. Lesnek) из отделения геологии Университета в Буффало и ее коллеги. Летом 2015 года они при помощи вертолета обследовали острова вдоль южного побережья Аляски и далее в канадской провинции Британская Колумбия в поисках подходящих скальных обнажений. В подходящих местах они брали пробы породы. Исследователи воспользовались тем, что космические лучи, попадая в кристаллы кварца, могут превратить отдельные атомы кислорода-16 в бериллий-10. Таким образом, по содержанию изотопа бериллия-10 можно определить, когда ледниковый щит отступил и каменные породы оказались под открытым небом. Полученные датировки показывают, что около таяние ледника вдоль побережья произошло около 17 тысяч лет, как раз вовремя, чтобы открыть «приморский маршрут».

Некоторые места взятия образцов для датирования

В том же исследовании были уточнены радиоуглеродные датировки костей животных, обнаруженных в пещерах юго-востока Аляски в 1990-е годы. При первоначальном датировании не было учтено, что большинство животных жили в океане или питались преимущественно морепродуктами, а это осложняет использование радиоуглеродного метода. Теперь Алия Леснек и ее коллеги учли данные последних исследований о влиянии морской диеты на радиоуглеродный возраст. Они получили даты от 45 тысяч лет назад до нашего времени, но особо примечателен обнаруженный ими разрыв: нет находок костей возрастом от 20 до 17 тысяч лет – это время, когда ледниковый щит, по их расчетам, достиг своего максимума.

Работа Алии Леснек и ее коллег опубликована в журнале Science Advances.

Две ветви первых американцев

Генетическую историю ранних американцев изучила международная группа исследователей под руководством Тоомаса Кивисильда (Toomas Kivisild) и Рипана Малхи (Ripan Malhi). Они проанализировали 91 геном, выделенный из древних останков, которые были найдены на территориях Калифорнии и канадской провинции Онтарио.

Среди использованных для сравнения были геномы знаменитого Кенневикского человека возрастом более 9 000 лет, найденного в 1996 году в штате Вашингтон, Шука-Каа с острова Принца Уэльского у побережья Аляски (около 10 300 лет), а также мальчика со стоянки Анзик в Монтане (Анзик-1), которому не менее 12 600 лет. Также геномы сопоставлялись с генетическими данным современных представителей коренных народов Северной и Южной Америки и Северо-Восточной Азии.

В результате генетики пришли к выводу, что после проникновения на просторы Северной Америки поселенцы разделились на две ветви. Произошло этого примерно 13 тысяч лет назад. Одна из ветвей распространилась на востоке нынешних Канады и США. Генетически она близка Кенневикскому человеку. Другая расселялась западнее и южнее. К ней принадлежал мальчик со стоянки Анзик. Видимо, представители второй ветви, двигаясь далее вдоль тихоокеанского побережья, стали родоначальниками населения Центральной и Южной Америки. Однако там имеется и генетическое наследие первой ветви, что говорит о смешении, возможно неоднократном, двух ветвей в последующие эпохи.