29 марта 2024, пятница, 04:42
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 июля 2018, 11:54

Освоение Арктики: любые сложности стоят предстоящих открытий

Рустам  Танкаев
Рустам Танкаев

Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в интервью изданию «Нефть и Капитал» рассказал о проблемах освоения территорий Восточной Арктики и о том, что если за освоение данных территорий не возьмется Россия, это захотят сделать другие государства. Нефтегазовая отрасль, как правило, является первопроходцем на этой территории. По словам Танкаева, осваивать восточное арктическое побережье - дело сложное, однако открытия, которые там могут быть сделаны, того стоят.

Тем не менее, многие общественные организации настаивают на том, что освоение Арктики дорого и опасно для экологии. Особенно часто такие мнения стали звучать после неудачного бурения ЛУКОЙЛа на побережье Восточного Таймыра. Рустам Танкаев соглашается, что риски очень велики, финансовые затраты тоже, а результат при этом не гарантирован. Он даже сравнил задачу по ее освоению восточного побережья арктических морей России по организационному и финансовому уровню с задачей освоения Марса. Население на территории мизерное, в основном она не заселена.

Как специалист, который 10 лет занимался изучением нефтегазоносности восточной части российской Арктики, Танкаев имеет точку зрения, отличную от мнения других специалистов, занимающихся планированием геологоразведочных работ в этом регионе. В частности, в вопросе прогнозирования. Один из таких факторов – это прогнозирование нефтегазоносности Восточного Таймыра, Хатангского залива и прилегающих областей. Танкаев объясняет, почему подобные месторождения чем-то похожи на так называемую сланцевую нефть, и почему методы освоения месторождений Восточного Таймыра должны быть близки к тем, что применяются на сланцевых месторождениях. Это должны быть горизонтальные скважины с большими зонами гидроразрыва пластов (ГРП).

В 40-е годы ХХ века в этом районе были открыты шесть небольших нефтяных месторождений, которые давали незначительные притоки нефти. Нефть шла очень тяжело и неравномерно, скважина работала как гейзер. Связано это с особенной структурой порового пространства, вызванной трапповым магматизмом. Тем не менее признаки нефтеносности в этом районе стопроцентные. Нефть там есть.

В свое время ЛУКОЙЛ начал бурение на одной из таких структур, названной Журавлиная. При планировании работ даже было определено место, где удобно поставить порт для бункеровки судов и обслуживания Северного морского пути. Танкаев напомнил, что высказывал очень большие сомнения в целесообразности разбуривания Журавлиной площади. Наличие траппового магматизма делает очень сложной разработку месторождений, даже если они будут открыты. Это подтвердилось. Но бурить большие горизонтальные участки и проводить множественные ГРП, видимо, посчитали нецелесообразным. На Журавлиной, скорее всего, не попали в нужную точку и не вскрыли нефтеносные отложения, хотя они там точно есть. Это подтверждает крупное открытие сделанное «Роснефтью» на соседней Центрально-Ольгинской площади.

Эксперт рекомендует обходить в этом регионе зону разлома и траппового магматизма и подчеркивает, что вся экономика региона и экономика нефтяных проектов построена не на экспорте нефти, а на обслуживании Северного морского пути, внутренних нужд населения и промышленности. Это очень перспективное направление, поскольку товарооборот по СМП очень быстро растет.

Кроме того, на этой территории сконцентрированы запасы меди и олова – кассетеритов. Там можно было бы организовать абсолютно независимое производство электродвигателей.

Очень перспективным Танкаев считает промышленное освоение Таймыра, но и здесь возможно наличие ошибок и финансовых потерь. Для любого инвестора, и ЛУКОЙЛ здесь не исключение, подобные потери являются драматическими, однако для страны и развития нашей экономики они оборачиваются большим благом. Сам процесс освоения этого региона для нашей страны необходим. Это национальная идея, которая движет Россией начиная с XVI века.

Эксперт поделился цифрами - в Конституции зафиксирована площадь территории РФ и шельфа: на момент ее подписания она составляла 16,5 млн кв. км. Если взять рамки международных договоров, в том числе и по разграничению шельфа Баренцева и Охотского морей, общая площадь нашей территории составляет 22 млн кв км. То есть за последнее десятилетие площадь российской территории увеличилась на 6,5 млн кв. км.

Говоря об инфраструктуре, которую необходимо построить на полуострове в первую очередь, Рустам Танкаев напомнил, что Западный Таймыр является частью Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, и эта часть полуострова осваивается очень быстро. В районе Ванкорского и других месторождений уже построены новые населенные пункты. Постепенно вводятся месторождения Ванкорской группы, открываются новые. Построены магистральные нефтепроводы, которые позволяют поставлять нефть этого региона через Самотлор по трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан(ВСТО). Расстояния большие, транспортные затраты велики. Но есть и короткий путь – это Северный морской путь.

Эксперт подчеркнул, что Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире, постоянно в строю находятся 6-7 атомных ледоколов. При этом есть нехватка инфраструктурных кораблей ледового класса – буксиров и танкеров, несмотря на то, что их количество постоянно растет. В связи с этим компания «Роснефть» развивает два научно-производственных комплекса – «Звезду» в районе Владивостока и «Росляково» под Мурманском, – которые должны в итоге создать новые технологические решения для эксплуатации Северного морского пути и разработки месторождений не только углеводородного сырья.

На «Звезде» уже заложены первые суда, они рассчитаны на работу в районе Тикси, Диксона и других точек на СМП. Всего запланированы 22 точки. Какие-то из них всем известны (это города Мурманск и Архангельск), какие-то менее известны, другие же будут только построены.

Танкаев отметил, что уже сейчас товарооборот на Севморпути превысил все показатели советского времени, и в настоящий момент это рекорд. В 2018 году он будет превзойден, так как товарооборот превысит 8 млн тонн. Предполагается, что через 10 лет он должен дойти до 40 млн тонн, это немного для данной транспортной артерии.

По словам эксперта, выход ЛУКОЙЛа в этот регион для самой компании был ошибкой. Освоение таких отдаленных и абсолютно необустроенных территорий – это в первую очередь задача государства. За это бралась «Роснефть» и правильно делала, поскольку эта компания способна обеспечить освоение сложных, в том числе и шельфовых месторождений Восточной Арктики.

«Думаю, что и впредь освоение Арктического региона стоит планировать силами государственных компаний. Пока риски для частного бизнеса там слишком высоки. После провала ЛУКОЙЛа частников туда заманить будет очень сложно«,  - отметил Рустам Танкаев.

В беседе был затронут вопрос экологии - экологические организации и Международная морская организация предлагают на законодательной основе разрешить работать в Арктике только судам, использующим в качестве топлива сжиженный газ (СПГ). На это Танкаев возразил, что СПГ – это очень неудобное в использовании и совсем не экологически чистое топливо. Дело в том, что оно очень быстро испаряется. Судно, заправленное сжиженным газом, при незапланированной остановке рискует, стоя в порту, через полтора месяца оказаться вообще без топлива.

Используя сжиженный метан, надо учитывать то, что большое его количество попадет в атмосферу. Казалось бы, ерунда, но если говорить о парниковом эффекте, из-за которого на планете стремительно меняется климат, то метан обеспечивает этот эффект в 4 раза интенсивнее, чем СО2.

«Я думаю, использование СПГ было бы трагической ошибкой. Мы и так видим стремительное таяние полярной шапки, способствовать этому процессу неправильно», - отметил эксперт.

В целом экологические риски при транспортировке углеводородного сырья по Северному морскому пути эксперт назвал неприятной проблемой. Но он выразил ожидания, что компании соблюдают все экологические требования и давно прошли времена, когда танкеры мыли морской водой, сбрасывая ее потом непосредственно в акваторию порта. Танкаев уверен, что Арктическая зона должна быть в первую очередь ориентирована на производство высокотехнологической промышленной продукции.

Не все знают, что Норильский ГОК и весь комплекс норильских предприятий – это одна из крупнейших газодобывающих компаний в России. Эксперт не исключил, что там будет открыто и множество новых месторождений полезных ископаемых, так как пока в этом регионе мало изученных земель, люди там не живут. В заключении беседы Рустам Танкаев привел любопытный факт – галька на побережье Хатангского залива содержит янтарь и уголь. Янтаря там больше, чем в Калининградской области.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.