Еврокомиссия выставила компании Google очередной рекордный штраф. На этот раз дело касалось операционной системы Android. Примерно год назад ему тоже выписали штраф (и тоже рекордно большой) из-за того, что он с помощью сервиса «Покупки» маргинализирует конкурентов. В обоих случаях европейские антимонополисты мотивируют это необходимостью поддержания конкуренции.
Этот штраф, пишет The Economist, вызвал такую бурную реакцию СМИ, что можно подумать, будто техногигантам в самом деле угрожает какая-то опасность. Истерия по поводу притеснения крупных технологических компаний продолжается уже некоторое время и подогревается различными эпизодами конфликтов между государственными институтами и фирмами Amazon, Facebook, Google и Apple. Но если взглянуть на фактическое положение дел, считает автор, становится очевидно, что контрольные службы крайне далеки от того, чтобы их притеснять.
Безусловно, отношение к техногигантам сейчас заметно изменилось, отмечает автор. По данным опросов, за период с октябрь по март общественные симпатии к Facebook, Amazon и Google снизились на 28%, 13% и 12% соответственно. В США начались разговоры о том, что нужно защитить потребителя от корпоративного произвола. Признаки изменений первыми появились в Европе. Это связано с тем, что европейские страны традиционно очень бережно относятся к теме конфиденциальности, защиты данных и сохранения конкуренции.
В этот раз претензия к Google в том, что он мешает развиваться инновациям и давит конкуренцию путем многочисленных предписаний для производителей устройств, использующих его операционную систему Android. Он делает примерно то же, что Microsoft в 1990-е гг.: устанавливает жесткие связи между разными продуктами, образуя из них единую систему, в которой он господствует. Производители устройств на «Андроиде» должны соблюдать требования, которые фактически исключают выход на рынок новых производителей программного обеспечения. Производители не могут использовать даже альтернативные версии «Андроида», а все программные продукты, которые устанавливаются на устройства, могут поступать исключительно через Google Play.
В каждом случае у Google есть убедительные аргументы в пользу своего поведения. В случае с «Покупками» он говорил о том, что продвижение товаров прямо в поисковике дает возможность покупки в один клик, что удобно пользователям. В случае с «Андроидом» он говорит о необходимости поддерживать экосистему для развития открытого программного обеспечения. Необходимое условие такого развития — жесткая стандартизация, позволяющая совершенно разным разработчикам создавать совместимое друг с другом ПО. А установка на устройства разных версий «Андроида» привела бы к тому, что единство стандартов было бы нарушено.
У антимонопольной комиссии, впрочем, аргументы тоже убедительные. Google находится в положении, которое позволяет ему целенаправленно уничтожать конкурентов. Поддержка дружественной к разработке открытого ПО среды — это хорошо, но то, что Google пытается давить в зародыше все альтернативные аналогичные экосистемы — это плохо. Кроме того, далеко не все бремена, налагаемые на производителей в связи с установкой «Андроида», представляются существенными, с точки зрения поддержки экосистемы открытого ПО.
В итоге формально комиссия победила в этом деле и предписала штраф. Но фактически она мало чего добилась, как и в случае с «Покупками». По итогам обоих решений от Google требуется принять меры (по своему усмотрению) таким образом, чтобы перестать нарушать правила. А если не примет, то должен будет платить штраф. Иными словами, у Google есть повод задуматься, не счесть ли эти штрафы просто одной из издержек бизнеса.