22 сентября 2023, пятница, 05:00
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Визит в Израиль. Без шанса на успех

Встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху
Встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху

Израиль отверг российские предложения по Сирии, сообщает информационное агентство Reuters со ссылкой на собственные источники в Израиле, знакомые с ситуацией. Экстренный визит главы МИД России и начальника Генштаба вооруженных сил РФ в Израиль и их переговоры с премьером Израиля по проблеме проиранских войск в Сирии были безрезультатны. 

23 июля глава МИД России Сергей Лавров и начальник Генштаба вооруженных сил РФ Валерий Герасимов прибыли с заранее не анонсированным визитом в Израиль для переговоров с главой правительства Израиля Беньямином Нетаньяху. Как отмечала газета «Коммерсантъ», встреча связана с тем, что операция сирийской армии в районе Голанских высот близка к завершению, а Россия пообещала, что в ходе операции проиранские силы, воюющие на стороне президента Сирии Башара Асада, будут отведены от израильской границы.

 
402-й батальон 215-й артиллерийской дивизии израильской армии тренируется на Голанских высотах

Россия предлагала, чтобы вдоль линии перемирия на Голанских высотах была создана зона шириной 100 километров (ранее речь шла о 80 километрах, но это не устраивало Израиль), куда бы не входили иранские военные. Однако источник заявил, что в Израиле отклонили это предложение, причем Нетаньяху подчеркнул, что израильская сторона не допустит укрепления позиций Ирана даже в 100 километрах от контролируемой Израилем территории.

Уже после переговоров российский МИД решил ответить и на заявление Госдепа США о том, что Россия не выполняет обязательств по юго-западной зоне деэскалации. «Хотели бы подчеркнуть, что в реальности дело обстоит противоположным образом. Именно Вашингтоном в течение многих месяцев ничего не было сделано для того, чтобы в юго-западной зоне деэскалации отделить так называемые умеренные отряды оппозиции от террористов ИГИЛ и "Джебхат ан-Нусры" (запрещенных в России — прим.ред)»,— цитирует газета заявление МИД РФ.

Напомним, переговоры в Иерусалиме проходили после того, как 22 июля Израиль эвакуировал из Сирии по запросу США, Канады и ряда европейских стран активистов организации «Белые каски» с семьями — около 800 человек. Эти действия не встретили в России одобрения: как заявила в понедельник в эфире телеканала «Россия 24» официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, «Белые каски» занималась в Сирии не оказанием гуманитарной помощи, а провокациями и распространением дезинформации. 

«Я прекрасно понимаю, почему сирийцы — и официальные лица, и простые сирийцы — называют «Белые каски» и всех, кто с ними как-то ассоциируется, преступниками. Эти люди, которые называли себя гуманитарщиками, занимались деятельностью провокационной и по-настоящему преступной, это доказанный факт. Россия неоднократно, каждый месяц по несколько раз, предоставляла факты того, что делают на самом деле «Белые каски». Это и провокация с использованием химических отравляющих веществ, и дезинформация», — приводит информационное агентство ТАСС выказывание Захаровой.

 
Мария Захарова

О том, почему переговоры в Иерусалиме ни к чему не привели, и о том, в каком положении может оказаться Россия в случае каких-либо провокаций, с «Полит.ру» поговорил Алексей Малашенко, руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций.

«Конечно, на встрече в Иерусалиме роль России как переговорщика не закончена: переговоры будут продолжаться, потому что тот же Израиль, несмотря на американские гарантии, не может обойтись и без российских гарантий. Другое дело, что в Израиле у того же Нетаньяху (а он, кстати говоря, совсем недавно был в Москве) завышенные ожидания. Он думал, что это будет не компромисс, а полная гарантия безопасности Израиля, причем на его условиях.

И тут возникает проблема, потому что Москва в этой ситуации играет сразу на нескольких «шахматных досках», причем не всегда удачно. И в данном случае она играет и партию с Израилем, и партию с Ираном. Отказываться от взаимодействия с Ираном Москва не может, но и бросить Израиль на произвол судьбы она тоже не может. Это очень тяжелое положение, и одной поездкой Лаврова дела не решить. Тем более, что Москва изначально выступала с предложением, чтобы КСИР, Корпус Стражей Исламской революции, то есть иранские войска, отошли на 80 километров от Голанских высот. А насколько сейчас можно судить о происходящем, Израиль требует, чтобы там не было вообще никаких иранских войск.

 
Эвакуация "Белых касок"

Россия этого на сегодняшний день полностью гарантировать не может, потому что она сохраняет достаточно приличные связи и с Ираном. Тут и экономика, и поддержка мирной иранской ядерной программы, и так далее, и тому подобное. Так что Сергей Лавров в данном случае оказался между двух огней, а Нетаньяху, повторю, ощущает себя на коне и чувствует, что может не то чтобы диктовать, но по крайней мере настаивать на тех условиях, которые ему выгодны.

Это для него особенно важно: для Москвы вся эта ситуация — просто геополитика, свидетельство собственной силы. А для Нетаньяху и его людей это — в прямом смысле слова проблема выживания. Потому что Израиль находится в непосредственной близости от КСИРов, а Иран — это то государство, которое может пойти на что угодно. И если произойдет какой-то серьезный конфликт между Ираном и Израилем, то это внутренняя проблема Израиля, и там очень многие пострадают.

Так что договор тут безумно сложен: на сегодняшний день на Ближнем Востоке Иран и Израиль — непримиримые противники, а Россия работает и с тем, и с другим. Совсем недавно в Москве побывал и Велаяти, советник иранского лидера Рухани, и с ним велась очень благожелательная беседа. Что, естественно, Израилю не нравится. Так что главный вопрос для Москвы сейчас в этой сфере — как не сделать окончательного выбора, как сохранить свое влияние и присутствие и с той, и с другой стороны. Это очень сложная проблема, и отказываться ни в чью пользу Москва не может.

С моей точки зрения, в Кремле еще недооценивают эту ситуацию — позиция должна была быть более ясной. А в сложившихся условиях я просто не вижу выхода, и как все это будет продолжаться, не знаю. В целом мое мнение (возможно, я неправ) таково: в конечном счете все же возобладает стремление сохранить хорошие отношения с Израилем. Хотя это, конечно же, отразится на российско-иранских отношениях и на многом другом. Если не понять Нетаньяху, не понять, насколько это важно для Израиля и просто предлагать, что иранцы останутся в Сирии так или иначе, это будет не лучший выход. Но тут нужен какой-то гениальный дипломат, чтобы все это уладить, а пока у нас на этот счет сложновато.

 
Голанские высоты Сирии хорошо видны на иорданской дороге вдоль реки Ярмук к северо-западу от Умм-Кайса. Из-за соображений безопасности израильтяне взорвали старый железнодорожный мост Хеджаз

По сути ведь выбор в этой ситуации России совершить невозможно. Я уже не говорю о том, что это — комплексная проблема. Мы говорили про Иран и Израиль, но есть ведь еще Турция, есть сам Башар Асад, есть Америка… Это и вправду такая сложная игра на нескольких шахматных досках, что тут действительно нужен «великий шахматист Алехин». Да, в настоящее время достигнуть каких-либо договоренностей не представляется возможным, но ведь это «настоящее время» началось не вчера и не позавчера — оно продолжается уже который год. И думать, что поездка Лаврова с Герасимовым что-то изменит, нет оснований. Потому что получается, что мы лобзаемся и с Нетаньяху, и с Рухани, а так же нельзя.   

И последнее, что я могу сказать: не приведи господь, случится какая-то серьезная провокация! А они ведь постоянно бывают: то дрон собьют, то обстрелы начинаются, то «Хизбалла» вылезает. Так вот, если что-то серьезное случится, то России будет очень тяжело — она окажется в ответе за все. Американцам проще: они против Ирана, позиция ясна. А у России она неясна»,— объяснил Алексей Малашенко.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.