Реформа ОСАГО. Не мощность, но стиль

Министерство финансов разработало проект поправок в закон об ОСАГО, об этом в среду пишут «Ведомости». Предлагается перейти к индивидуальному ценообразованию для полиса и введению нескольких типов страховки с разными лимитами выплат.

Сейчас стоимость полиса ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (3432-4118 рублей) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (есть скидки за безаварийную езду и надбавки за аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя.

Минфин предлагает отказаться от привязки к региону и мощности двигателя и определять стоимость страхового полиса с учетом стиля вождения водителя, который будет определяться исходя из числа нарушений правил дорожного движения, а также благодаря данным с установленных на автомобиле телематических устройств, они смогут фиксировать резкие перестроения, торможения и ускорения, скорость движения и т.д.

При этом стоимость полиса в любом случае не должна будет превышать верхнюю границу установленного ЦБ базового тарифа более чем втрое. Разрабатывать требования к структуре тарифов и максимальные значения коэффициентов будет ЦБ.

Также, если поправки будут приняты, появятся разные типы полисов в зависимости от размера выплат. Сейчас страхуется ответственность на 400 тысяч рублей за вред имуществу и 500 тысяч рублей за нанесение ущерба здоровью. Появятся полисы с выплатами в 1 и 2 млн рублей. Кроме того, водители получат право получать страховку на срок до трех лет.

Ранее предложения по изменению условий выдачи ОСАГО подготовил Центробанк. Специалисты этого ведомства, как сообщали источники прессы, предлагали создать федеральный реестр агентов по реализации страховых полисов. Таким образом, для получения права на выдачу ОСАГО агент должен будет пройти аттестацию.

Опрошенные «Ведомостями» представители страховых компаний указали на недостатки предложений Минфина. Так, например, полисами с повышенными выплатами могут воспользоваться мошенники, которым сейчас страховщики не продают ДСАГО, опасается начальник отдела продуктов автострахования «Ингосстраха» Сергей Мкртычан.

Коэффициенты территорий и мощности являются основополагающими, их исключение станет «критическим шагом» для ОСАГО и только усугубит кризис в нем, считает директор по развитию страхования МАКС Сергей Печников. Он полагает, что в результате страховщики могут уйти из наиболее убыточных регионов. Мкртычан отметил, что в случае принятия поправок жители менее аварийных регионов «будут платить за клиентов из аварийных».

Сейчас, по данным Российского союза автостраховщиков, в стране есть убыточные регионы, работа в которых в принципе не приносит прибыли. В их число входят Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Волгоградская область, Краснодарский Край, Ростовская область и другие. Многие автолюбители из этих регионов жалуются на то, что часто ни не могут купить полис ОСАГО даже через интернет, сайты страховых компаний устроены таким образом, что невозможно завершить регистрацию.