18 октября 2019, пятница, 00:37

26 июля 2018, 10:00

Европейский суд и редактирование генома

Wikimedia Commons

Суд Европейского союза завершил длительное рассмотрение дела и постановил, что растения и животные, созданные при помощи технологий редактирования генома, должны рассматриваться как генетически модифицированные организмы. В первую очередь это означает, что использование таких животных и растений, а также произведенных из них продуктов питания должно подчиняться тем же правилам, что действуют для других генетически модифицированных организмов.

Ранее различные законодательные акты относитель ГМО были разработаны для трансгенных организмов, в геном которых был внесен фрагмент ДНК, которого в природе у них не было и быть не могло. Такой фрагмент (трансген) брался у другого вида или же синтезировался искусственно. Но в последнее десятилетие все большее распространение получают методы редактирования генома, которые не подразумевают введения в организм чужой ДНК, а только коррекцию имеющейся. Они основаны на применении особых белков – эндонуклеаз рестрикции (рестриктаз), которые способны разрезать цепочку ДНК в заданном месте. С их помощью можно удалить фрагмент ДНК, а затем сшить цепочку. Самый популярный из этих методов – CRISPR-Cas9.

Использование методов редактирования генома без внесения в него трансгенов не попадало в законодательствах большинства стран под ограничения, наложенные на работу с ГМО. Например, когда в 2016 году профессор молекулярной биологии Стефан Янсон (Stefan Jansson) из университета шведского города Умео решил посадить у себя на огороде капусту, чей геном был отредактирован при помощи метода CRISPR-Cas9, он, как законопослушный швед, обратился в Совет по сельскому хозяйству Швеции и получил ответ, что, так как эта капуста не содержит чужеродной ДНК, она не считается генетически модифицированным растением, и специального разрешения на экспериментальную посадку не требуется. Аналогичный ответ получил от Департамента США по сельскому хозяйству ученый из Университета штата Пенсильвания, занимающийся редактированием генома съедобных грибов.

Дело о животных и растениях с отредактированным геномом рассматривалось в Суде Европейского союза десять лет. Оно было начато по заявлению французского сельскохозяйственного профсоюза Confédération Paysanne, представители которого заявили, что использование такого метода приведет к распространению растений потенциально вредных для здоровья. Суд в итоге согласился, что для организмов, полученных в результате внесения изменений в нуклеотидную последовательность ДНК, необходимы такие же ограничения, что и для трансгенных организмов. Полный текст постановления опубликован на сайте суда.

Возможно, на решение членов суда повлияло опубликованное на прошлой неделе в Nature Biotechnology исследование, согласно которому, система редактирования генома CRISPR-Cas9 все-таки приводит к появлению нецелевых мутаций. Авторы работы обнаружили, что в месте разрыва цепочки ДНК возможны утраты участков хромосомы (делеции), а когда цепочка вновь соединяется, могут возникнуть переносы участков ДНК с других хромосом или другие перестройки генома.

Ученые оценивают принятое решение негативно. Профессор Джонатан Нейпир (Johnathan Napier) из центра сельскохозяйственных исследований Rothamsted Research назвал постановление суда «шагом назад, а не прогрессом». По его словам, оно ударит по инновациям и научным исследованиям в Европе и захлопнет дверь перед революционными технологиями.

Напомним, что с июля 2016 года в России действует закон, запрещающий выращивание на территории страны генетически модифицированных растений и животных за исключением научно-исследовательских работ. Однако этот закон опирается на положения другого закона, принятого еще в 1996 году, и определение генетически модифицированных организмов, использованное в нем, позволяет как включать в их число животных и растения с отредактированным геномом, так и не включать.

Согласно этому закону, «генно-инженерно-модифицированный организм – это организм или несколько организмов <…>, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов». Тогда как «генная инженерия» определяется законом как «совокупность методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот, по выделению генов из организма, осуществлению манипуляций с генами и введению их в другие организмы».

Современные методы редактирования генома, такие как CRISPR-Cas9, включают в себя только второе из перечисленных действий (манипуляцию с генами) и не включают выделение генов из организма и введение их в другие организмы. Следовательно, редактирование генома попадает под действие закона 1996 года и закона 2016 года только при одном варианте понимания: когда достаточным условием для признания организма генетически модифицированным служит любое из перечисленных действий, а не все три.