Необезработица

В России традиционно, даже во время рецессий, безработица относительно низкая. Эксперты объясняют это и низкой производительностью труда, и «продвинутым» трудовым законодательством, и привычками работников, которые в случае кризиса готовы пойти на сокращение заработной платы.

Именно поэтому увеличение пенсионного возраста ставит перед страной новый вопрос: в условиях почти отсутствующего экономического роста новые рабочие места создаются очень медленно, а значит безработными могут оказаться или люди нового «предпенсионного» возраста, или, наоборот, более молодые, для которых так и не будут освобождены рабочие места.

Именно поэтому важно наблюдать за тем, что россияне ждут от рынка труда — такой опрос провел «Левада-центр». Опрос проведен 19 — 25 июля по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах 52 регионов.

Оказалось, что 44% россиян считают, что в ближайшие 12 месяцев безработных станет больше. Среди возрастной группы 40-54 лет такого мнения придерживаются 49% респондентов, а среди опрошенных в возрасте 18-24 лет — 37%.

42% опрошенных полагают, что численность безработных сохранится на нынешнем уровне. Снижение уровня безработицы допускают 5% респондентов.

При этом индекс ожидания безработицы в последние месяцы резко снижается — что означает, что страх безработицы растет. Индекс специалисты «Левады» рассчитывают как разницу между долей ответивших «в ближайшие 12 месяцев безработных будет меньше» и «в ближайшие 12 месяцев безработных будет больше».

Почти весь 2016 год и весь 2017 год индекс ожидания безработицы находился в диапазоне 78-86, затем, в марте 2018 года, подскочил до 91, а сейчас снизился до 63.

Самый сильный спад индекса безработицы произошел среди людей предпенсионного возраста (40—54 года), в 1,4 раза. Произошло это в первую очередь за счет резкого снижения доли оптимистов в этой возрастной группе. Доля респондентов в возрасте от 40 до 54 лет, ожидающая в течение года сокращения числа безработных, снизилась с 9 до 3%. Число пессимистов — людей, ожидающих роста безработицы, — в июле 2018 года, по сравнению с апрелем, увеличилось во всех возрастных группах равномерно (в 1,3—1,4 раза). Даже у молодых респондентов прогноз заметно ухудшился: если в апреле 27% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет считали, что безработных станет больше, то в июле так думали уже 37%.

Косвенным свидетельством того, что именно повышение пенсионного возраста стало причиной роста опасений безработицы, является минимальный рост оценок числа безработных среди респондентов, уже вышедших на пенсию, и людей с высоким социально-профессиональным статусом, которые имеют наиболее крепкие позиции на рынке труда. В этих группах роста числа безработных ожидают 42 и 43% опрошенных соответственно. Наименее защищенными себя чувствуют рабочие — 50% из них настроены пессимистично относительно развития ситуации на рынке труда в ближайший год.

Отметим, что в России размер пособия по безработице не менялся с 2009 года, в апреле Минтруд предложил поднять его до уровня прожиточного минимума — сейчас это более 11 тысяч рублей. А в июле стало известно, что Минтруд предлагает выплачивать повышенное пособие по безработице «предпенсионерам» (женщинам старше 55 и мужчинам старше 60 лет, которые из-за реформы еще не вышли на пенсию), которые не смогут найти или сохранить работу.