Вторник 21 августа выдался крайне неудачным днем для президента США Дональда Трампа. Сразу два судебных процесса над людьми, так или иначе связанными с Трампом, подходят к концу — и их результат вряд ли радует американского президента.
На судебном процессе в Вирджинии в городе Александрия жюри присяжных единогласно признало Пола Манафорта, который некоторое время руководил предвыборным штабом Дональда Трампа, виновным по восьми пунктам обвинения из восемнадцати.
Присяжные посчитали доказанными пять обвинений в совершении налогового мошенничества, два обвинения в нарушении банковского законодательства и одно о сокрытии зарубежных счетов в банках. По десяти обвинениям присяжные не смогли прийти к единому мнению. Судья отложил на неделю рассмотрение вопроса, как продолжать процесс дальше.
Это, конечно, неприятный вердикт, но давно ожидаемый и, вдобавок, напрямую по Траму не бьющий: виновным Манафорта признали по давним делам, никак с предвыборной кампанией Трампа не связанным — по крайней мере, пока так кажется.
Куда менее приятно для Трампа то, что также во вторник признал себя виновным Майкл Коэн — адвокат, представлявший Трампа в последние двадцать лет.
Майкл Коэн заключил сделку с правосудием и под присягой показал, что совершил преступление по поручению Трампа. Он признал себя виновным по восьми пунктам обвинения, в том числе в том, что «в координации и по указанию кандидата на федеральный пост» он предотвратил публикацию информации, которая могла нанести вред кандидату и его кампании. Если говорить более простыми словами — адвокат заплатил двум моделям за то, чтобы они молчали по поводу романов с Трампом прямо перед выборами. Причем это нарушение именно предвыборного законодательства — такая выплата должна была быть публично проведена через предвыборный счет, так как де-факто является частью избирательной кампании.
Лэнни Дэвис, адвокат Коэна, написал в твиттере: «Сегодня он [Коэн] встал и дал показания под присягой о том, что Дональд Трамп поручил ему совершить преступление, заплатив двум женщинам, с основной целью повлиять на выборы. Если эти платежи были преступлением для Майкла Коэна, то почему они не были преступлением для Дональда Трампа?»
Как сообщает телеканал Fox News, на судебном заседании имя Трампа так и не было названо, но шла речь о платежах за молчание бывшей порноактрисе Стефани Клиффорд и бывшей модели Playboy Карен Макдугал.
Как бы то ни было, Дональд Трамп, как президент, согласно американской конституции не может быть осужден обычным судом — для суда над президентом прописана процедура импичмента. Согласно процедуре, сначала Палата представителей выдвигает обвинение большинством голосов, а затем Сенат осуждает большинством в 2/3 голосов — причем наказание для президента может быть только одно, отстранение от должности.
Сейчас республиканцы контролируют и Палату представителей, и Сенат, так что признание Коэна вряд ли приведет к сколько-нибудь серьезным последствиям немедленно. Но в начале ноября в Соединенных Штатах пройдут перевыборы Палаты представителей и трети Сената — пока что опросы предсказывают, что демократы все-таки получат большинство в нижней палате парламента, но останутся в меньшинстве в верхней — впрочем, даже если демократы получат большинство в Сенате до двух третей (67 голосов) им будет далеко, даже если они выиграют выборы во всех штатах, партия получит только 58 голосов.
Однако такого рода скандалы, безусловно, увеличивают и без того хорошие шансы демократов на получение большинства в Палате представителей. Мало того, что после этого администрации Трампа будет сложнее проводить свои законы через парламент, демократическое большинство в Палате представителей сможет проводить любые расследования действий правительства, что, скорее всего, скажется на репутации Трампа и снизит его шансы на переизбрание в 2020 году.