28 марта 2024, четверг, 18:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09.09.18. Итоги

Гармонист на избирательном участке
Гармонист на избирательном участке
/ АГН "Москва" / фото: Иванко Игорь

9 сентября в России прошел Единый день голосования. По предварительным данным, в четырех российских регионах, где состоялись выборы губернаторов, пройдет второй тур выборов, так как в первом однозначной победы у кандидатов не было. Речь идет о Хабаровском крае, Приморье, Владимирской области и Хакасии.

Аналитик «Полит.ру» Василий Измайлов оценивает итоги выборов и приходит к выводу о том, что фактически все политические акторы выборами должны быть довольны.

«В анализе итогов Единого дня голосования можно выделить несколько аспектов, каждый из которых в равной степени интересен. Первый аспект – это организация выборов. Не обладая полной картиной, тем не менее можно сказать, что на этот раз они прошли существенно более чисто и слаженно, нежели в предыдущие годы. То есть, если говорить совсем просто, почти ни в одном из регионов не было серьезного, выходящего на границу дозволенного законом давления на того или иного кандидата.

 
Семья на избирательном участке / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Наверное, существуют какие-то частные случаи, которые не вписываются в этот тренд; наверное, у такого рассуждения найдутся критики. Тем не менее, как всегда в политическом процессе, важен вектор, а не факт. Так вот, согласно вектору, это были выборы существенно более "правильные", если так можно выразиться, нежели предшествовавшие им. Те люди, которые их проводили, были заинтересованы в том, чтобы получить внятную и относительно объективную картину волеизъявления граждан.

Вторая история, бросающаяся в глаза, – это история с четырьмя регионами, в которых предстоят вторые туры выборов. Это случаи разные, всех их сложно объединить в единый тренд. Например, трое губернаторов там были из числа "старых", доставшихся нынешней команде внутриполитического блока АП "по наследству". И только один, господин Тарасенко, определяется условной формулировкой "молодой технократ".

 
Андрей Тарасенко / otvprim.ru

Сложно сказать, чего не хватило господину Тарасенко. Вероятно, это связано с недовыстроенностью взаимоотношений с традиционными элитами, которые, как известно, в Приморском крае имеют весьма специфический характер и окрас. Но, ни в коем случае не желая предсказывать результат, можно говорить о том, что шансы господина Тарасенко на победу во втором туре присутствуют, и они близки к 50,55%. Что же касается тех трех человек, которые хотели продлить свои губернаторские полномочия, в каждом случае это история недостаточно глубокого понимания электоральной ситуации.

Господин Шпорт, по свидетельству коллег, очень мало что делал; господин Зимин в западной терминологии давно считался "хромой уткой", а что касается госпожи Орловой, то здесь ситуация вообще довольно специфическая. Поскольку, будучи выдвиженцем Вячеслава Викторовича Володина, Орлова никогда и ни в какой мере не имела отношения к Владимирской области, и первый срок ее пребывания в должности не убедил жителей Юрьев-Польского, Мурома и окрестностей в том, что именно она должна руководить их регионом.

 
Вячеслав Володин и Светлана Орлова / regcomment.ru

Кроме того, здесь на виду еще одна коллизия, к которой мы должны перейти, когда станем говорить о третьей тенденции. Третья тенденция, наверное, наиболее неприятна для власти – это особое место кандидатов от КПРФ на этих выборах. Дело даже не в том, что кто-то из них набрал больше голосов, чем кандидаты от "Единой России" или от каких-то иных партий. Дело даже не в том, что в некоторых регионах КПРФ усилилась существенно выше прогнозируемого. Я бы говорил вот о чем: хозяйственная модель, которую отстаивают представители Коммунистической партии (безотносительно к тому, какова она) оказывается приемлемой и в значительно большей части приемлемой для избирателя, чем те хозяйственные модели, которые зачастую предлагают кандидаты от "Единой России".

Что я имею в виду? Я имею в виду два казуса: казус Владимирской области, о котором мы уже говорили, и казус Иркутской области, который у всех на слуху. И если в Иркутской области все и понятно, и непонятно одновременно (понятно потому, что там была чистая незамутненная соревновательность, да еще, наверное, и отягощенная некоторым административным ресурсом, которым в известной степени обладает Сергей Левченко, губернатор области, поддерживаемый КПРФ), то во Владимирской области мы имеем дело не с действующими коммунистами, а с коммунистами "с традицией". Как мы помним, долгое время, еще при позднем Ельцине и в начале XXI века, Владимирской областью руководил губернатор-коммунист Виноградов, который зарекомендовал себя, как говорили в советское время, "опытным хозяйственником".

По-видимому, таковыми же сейчас являются представители команды Левченко. И вот эта "опытная хозяйственность" коммунистов оказывается избирателю понятнее и вызывает меньшие нарекания, чем экономические модели конкурентов.

 
Сергей Левченко / kprf-irk.ru

В этом есть и что-то хорошее, и что-то плохое, поскольку в реальности мы не понимаем, например, инвестиционного потенциала той же Иркутской области при Левченко. Но это серьезный повод задуматься о том, как выстраивать экономическую политику в проблемных регионах, как взаимодействовать с активной частью трудоспособного населения и вообще какую цель (а это, пожалуй, ключевой вопрос всех избирательных кампаний) преследовать на региональном уровне в той ситуации, в которой находится страна.

И, наконец, четвертая группа проблем связана с неуправляемым протестом, скажем так. Есть понятные вещи, связанные с пенсионной реформой и рядом акций, так или иначе опосредованно связанных с прохождением закона о ней. Есть достаточно большое число гражданских активистов, которые готовы по любому поводу выходить на улицу с тем, чтобы ставить палки в колеса режиму, который для них неприемлем. Но совершенно очевидно, что дальше загонять протест вглубь, как это делалось в течение долгих лет, особенно при предыдущей команде администраторов во внутренней политике, невозможно Дальнейшая консервация и угнетение этого протеста чреваты очень серьезными, возможно – непредсказуемо серьезными протестами. И в этой связи относительная удача парламентской оппозиции, КПРФ и в меньшей степени ЛДПР, являются вектором решения сложившейся ситуации.

 
Протестующий и служащие Росгвардии в Казани 9 сентября 2018 г / echo.msk.ru / Казанский репортер

Вполне возможно, что та самая конкурентность, о которой мы начинали говорить, есть необходимое условие той фазы развития политической системы России, которую мы переживаем сейчас. И в этой связи результат Единого дня голосования 9 сентября 2018 года можно признать удачными практически для всех политических акторов. Ну, возможно, кроме Алексея Навального. Но мне почему-то его не жалко», – сказал Василий Измайлов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.