19 марта 2024, вторник, 10:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Выборы губернаторов. ЛДПР и ее выгода

ЛДПР стала главным выгодополучателем в ситуации с губернаторскими выборами, на которых потребовался второй тур, пишет газета «Ведомости». В то же время издание утверждает, что Кремль может наказать и эту партию, и КПРФ за нарушение договоренностей.

На первый взгляд, в ситуации со вторым туром выборов во Владимирской области и в Хабаровском крае (а в этом туре, состоявшемся 23 сентября, в обоих регионах победили не действующие губернаторы, выдвигавшиеся от партии власти, а кандидаты от оппозиции, причем со значительным отрывом) выиграли и ЛДПР, и КРПФ. Напомним, лидер коммунистов Геннадий Зюганов заявил журналистам, что КПРФ вместе с ЛДПР теперь намерена создать коалиционное правительство в этих регионах, а также в Хакасии, и лидер ЛДПР Владимир Жириновский подтвердил это.

 
Павел Салин

Тем не менее, «Ведомости» называют главным бенефициаром именно Либерально-демократическую партию России, а также пишут о том, что, помимо выгод, последствия для ЛДПР могут оказаться и негативными. О том, что означают эти утверждения и существуют ли основания для подобных выводов, с «Полит.ру» поговорил Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ.

«На мой взгляд, эта публикация имеет три причины, тут наложились друг на друга три сюжетные линии. Первая линия – общеполитическая. Власть впервые за долгое время столкнулась с ситуацией, когда события на электоральном поле вышли из-под контроля настолько существенно. Такого не бывало уже давно, наверное – с первой половины 2000-х годов. Но тогда это было нормой, а сейчас это – уже очень серьезное отклонение.

Если говорить не об электоральных процессах, а о политике вообще, в целом, то можно сравнить эту ситуацию с 2011 годом. Но тогда речь шла о массовой уличной политике.

Итак, теперь власть столкнулась с ситуацией, когда процессы не контролируются. И, смотря в перспективу, она понимает, что ситуация в дальнейшем может усугубляться, так как тренд массовых настроений демонстрируют очень нехорошие тенденции. К тому же массовые настроения могут очень быстро меняться. Взять тот же кейс Хабаровского края, когда люди, посмотрев на происходящее в Приморье, пришли на второй тур и проголосовали, обеспечив победу оппозиции. А ведь если бы не было кейса Приморья, очень может быть, что расчет власти оправдался бы и действительно в результате слива кампании Фургал проиграл бы действующему губернатору, пусть и с небольшой разницей.

 
Сергей Фургал

То есть власть понимает, что нынешняя система неустойчива, и сильный толчок или совокупность толчков могут вывести ее из равновесия. Поэтому важно обеспечить лояльность всех сил, в том числе и парламентской оппозиции. Словом, первая сюжетная линия тут, как мне кажется, – не столько констатация факта, что у парламентской оппозиции будут проблемы, сколько предупреждение, чтобы эти партии не слишком вольготно себя чувствовали, не вели себя слишком вольно.

То, что они сделали на губернаторских выборах, не повлекло за собой серьезных последствий с точки зрения текущей ситуации. Эти новые губернаторы либо встроены в систему, либо в нее быстро встроятся, никакой оппозицией он не будут. Будут смотреть в рот Москве, как все остальные губернаторы, и ожидать транша. Так что эти рассуждения – скорее, предупреждение на перспективу. Чтобы парламентская оппозиция не слишком вольготно себя чувствовала и чтобы руководство ее контролировало региональные отделения, которые продемонстрировали вкус к большой игре.

 
Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов

Это первая сюжетная линия, есть еще две – они, скорее, аппаратные. Вторая линия связана с тем, что сейчас в обеих парламентских оппозиционных партиях, ЛДПР и КПРФ, предстоит транзит власти. И руководство этих партий консолидирует сделочные позиции – на каких условиях оно продаст власть в текущей ситуации, чтобы обеспечить себе пансион. Так вот, нынешняя ситуация дает основания свои позиции для торга завысить. Вот им и шлют сигнал, что, несмотря на то, что сейчас произошло, не следует слишком зарываться – иначе власть может воздействовать и кнутом, а не только пряником, как до этого.

Третья сюжетная линия – еще более узкоаппаратная. Она связана с желанием кураторов выборов переложить часть ответственности за поражение, за то, что не реализовалась схема с голосованием в первом туре, а затем не реализовалась и схема внутриэлитных договоренностей в туре втором, когда кандидаты от оппозиции фактически сливали свою кампанию (самый яркий пример – Фургал в Хабаровском крае).

 
Повторное голосование в Хабаровском крае

Словом, нужно на кого-то переложить хотя бы часть ответственности. Тем самым власть шлет сигнал, что планы были абсолютно рабочими, реализуемыми, только, мол, слишком неконтролируемо себя вела парламентская оппозиция, и в целом ситуация вышла из-под контроля. Мол, больше она себя так вести не станет, а потому и ситуация больше уже выходить из-под контроля не будет.

А если говорить о результатах голосования, то фактически для них немало сделали не ЛПРП и КПРФ, а сами власти, а во время выборов положение усугубилось. Когда люди в том же Хабаровском крае увидели, что их пытаются обмануть, пытаются в обход их мнения обыграть, обойти тот мандат недоверия, который они выдали власти во время первого тура, они не оставили это без внимания. Отчасти ярко выраженное протестное голосование, в первую очередь в Хабаровском крае, было вызвано действиями власти за несколько месяцев до выборов и между первым и вторым туром.

Ведь еще во время президентских выборов у населения были сформированы завышенные ожидания. Власть этим ожиданиям тогда соответствовала, слала отвечающим им импульсы во время президентской кампании. А потом либо забыла об обещаниях, либо даже действовала прямо противоположно ожиданному (тут самый яркий пример – пенсионная реформа). И эти «ножницы» между ожиданиями и реальностью сказались на результатах губернаторских выборов. Для власти еще хорошо, что пока проблемными оказались только четыре региона, где были более слабые губернаторы.

 
Виктор Зимин, глава республики Хакасия. Первый тур голосования
 

Если же говорить о неких выгодах, которые ЛДПР могла бы получать от результатов выборов, то она их получает. Партия давно намекала, одного губернатора по квоте (у коммунистов их два) ей недостаточно. Сейчас ЛДПР явочным порядком расширила свои возможности, ее сделочные позиции для торга упрочились, как и позиции коммунистов. Те же коммунисты сейчас могут рассчитывать на более благоприятное отношение к их кандидату в Хакасии, например», – считает Павел Салин.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.