23 августа 2019, пятница, 11:15
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 сентября 2018, 19:21

Раз Рембрандт, два Рембрандт

Фрагмент картины «Пустите детей приходить ко мне»
Фрагмент картины «Пустите детей приходить ко мне»

Только в мае этого года нидерландский арт-дилер Ян Сикс объявил, что обнаружил ранее неизвестную картину Рембрандта, как теперь он же сообщил о находке еще одной работы этого художника. Хотя большинство подобных сенсаций быстро развеиваются после ознакомления экспертов с очередной находкой, к открытиям Яна Сикса специалисты относятся серьезно и, по крайней мере, признают их заслуживающими внимательного изучения.

Ян Сикс – искусствовед и владелец галереи Jan Six Fine Art в Амстердаме, специализирующейся на картинах старых мастеров, особенно голландских и фламандских художников XV – XVIII веков. Сам он приходится потомком мэру Амстердама и коллекционеру живописи Яна Сикса (1618 – 1700), который был зятем Николаса Тульпа с картины «Урок анатомии», лично знал Рембрандта и сам был изображен на одном из портретов его работы.

В 2016 году Ян Сикс совместно с инвестором купил на аукционе «Портрет молодого человека» XVII века, приписанный “художнику круга Рембрандта”. Аругменты Сикса в пользу того, что автором портрета был сам Рембрандт к весне 2018 года, когда эта история стала известной широкой публике, признал такой специалист, как Эрнст ван де Ветеринг, который был главным редактором последних двух томов A Corpus of Rembrandt Paintings. Подробнее об этом можно прочитать в очерке «Неужели Рембрандт?».

Теперь же выясняется, что Ян Сикс приготовил еще один сюрприз искусствоведам. В течение нескольких лет он занимался исследованиями картины, которую теперь тоже готов объявить рембрандтовской. Речь идет о картине «Пустите детей приходить ко мне», иллюстрирующей соответствующее место из евангелия от Марка (10:14). Она была замечена Сиксом на торгах немецкого аукционного дома Lempertz в 2014 году. В качестве возможного автора фигурировал «художник нидерландской школы», а предпродажная оценка составляла 15 000 – 20 000 евро. Ян Сикс и его инвестор приняли участие в аукционе и приобрели картину. Правда, им пришлось выдержать борьбу с нью-йоркским арт-дилером Отто Науманом, чье внимание тоже привлекла эта картина. В результате итоговая цена выросла в сто раз и составила 1 508 000 евро.

Сейчас Ян Сикс говорит, что еще перед покупкой заподозрил, что картину написал Рембрандт. В толпе, окружающей Иисуса Христа, лицо юноши на заднем плане показалось Сиксу похожим на молодого Рембрандта. Рассудив, что вряд ли кто-то захотел бы писать Рембрандта, когда тому было еще около двадцати и он не был знаменит, Ян Сикс пришел к выводу, что это автопортрет.

 

Юноша на картине «Пустите детей приходить ко мне»

 

Автопортрет Рембрандта (1629, Старая пинакотека)

Сикс замечает, что Рембрандт нередко рисовал себя в качестве персонажа картин. Среди таких картин есть и евангельские сюжеты. Вспомним, что знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях» изначально был назван «Блудный сын в таверне». В Рейксмузеуме хранится рембрандтовский «Автопортрет в образе апостола Павла». Известен также автопортрет Рембрандта в образе античного живописца Зевксиса. Даже на знаменитой «Данае», по одной из гипотез, есть автопортрет художника – в образе служанки, на чьей голове мы видим характерный берет, столь схожий с головным убором, который часто носил Рембрандт. Если говорить об автопортрете Рембрандта в качестве второстепенного героя собственной картины, то можно вспомнить «Побиение камнями святого Стефана» из Музея изящных искусств в Лионе, где среди людей в толпе, по мнению различных искусствоведов, есть от одного до трех автопортретов художника.

 

Один из возможных автопортретов на картине «Побиение камнями святого Стефана»

Позже Ян Сикс предположил, что пожилая женщина на заднем плане написана с матери Рембрандта.

 

Пожилая женщина на картине «Пустите детей приходить ко мне»

 

Портрет матери Рембрандта (1629, Королевская коллекция)

После покупки картину подвергли исследованию при помощи рентгеновского аппарата и магнитно-резонансного томографа и определили, что она в какой-то момент была подвергнута грубой переделке. В результате на некоторых персонажах поменялась одежда, а некоторые и вовсе исчезли под слоем новой краски. Вот уже более четырех лет реставраторы работают над восстановлением первоначального облика картины.

 

Картина «Пустите детей приходить ко мне» в 2014 году

 

Картина «Пустите детей приходить ко мне» сейчас

За прошедшее время с гипотезой Яна Сикса согласились двое авторитетных экспертов: уже упоминавшийся в связи с «Портретом молодого человека» Эрнст ван де Ветеринг и Боб ван дер Богерт. Планируется, что работа реставраторов продлится еще около года. Затем картина «Пустите детей приходить ко мне» будет впервые выставлена в ноябре 2019 года в лейденском Музее Де Лакенхаль (Museum De Lakenhal) на выставке «Молодой Рембрандт», где будут собраны работы художника, написанные в до 1634 года. Выставка продлится до 9 февраля 2020 года.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.