29 марта 2024, пятница, 08:12
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Табачок врозь. Об интеграции России с Белоруссией

Александр Лукашенко и Владимир Путин
Александр Лукашенко и Владимир Путин

Россия и Белоруссия договорились по поставкам энергоносителей, однако в целом отношения между государствами не являются безоблачными. У Москвы есть существенные претензии к Минску; у Минска есть планы, идущие вразрез тому, что предлагает и чего хотела бы Москва.

О том, что вопрос об энергоносителях фактически решен, заявил 7 октября, после встречи в Сочи президента России Владимира Путина с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков. По его словам, переговоры по вопросу находятся в завершающей стадии, вскоре состоится подписание соответствующих документов.

 
"Белнефтехим"

«Если говорить в общем о сути.., то все субъекты хозяйствования будут обеспечены нефтехимической продукцией в полном объеме и даже сверх того, что они планировали в этом и следующем году», – приводит информационное агентство ПРАЙМ слова Рыбакова. Ранее, напомним, существовали сложности с так называемой перетаможкой, то есть реэкспортом Белоруссией российских нефтепродуктов, доходы за который уходили в белорусский бюджет.

Что касается непосредственно сочинских переговоров, то они вновь показали несовпадения интересов сторон. Как отмечают СМИ, Белоруссия хочет получить кредит в 1,4 млрд  долларов и перенос платежа по кредиту на сумму около 1 млрд долларов, плюс еще около 25 млрд долларов на финансирование разных проектов. При этом инвестиции Минск хотел бы получить как можно скорее, а реализовывать задачи, которые Москва считает актуальными, позже.

Россия же хочет создания реальных механизмов Союзного государства и увеличения возможностей контроля над Белоруссией, в частности, вхождения в капитал ряда белорусских предприятий, расширение поля возможностей для спецпредставителя РФ, создания военных объектов на территории Белоруссии (Лукашенко и Путин обсуждали размещение российской военной базы на белорусской территории), а также избавления Белоруссии от националистов и западных агентов влияния.

Как утверждают популярные российские Telegram-каналы, уже существует план интеграции России и Белоруссии. Соответствующие опасения высказывают и украинские СМИ, в частности, газета «Зеркало недели», передает Федеральное агентство новостей. Журналисты «Зеркала» прогнозируют «полную интеграцию белорусской территории в Россию со всеми вытекающими последствиями для Украины».

В то же время Telegram-канал «Незыгарь» сообщает, будто Запад предложил Минску иной план решения проблем, включающий в себя лишение русского языка статуса государственного и введение в парламент ряда националистических партий. Финансирование Белоруссии при этом пойдет через ЕС и МВФ. 

Между тем белорусский президент Александр Лукашенко сделал ряд заявлений, как касающихся контактов Украины с другими странами в рамках СНГ, так и относящихся к самой Белоруссии. Он подчеркнул, что в случае провала в экономике Белоруссия может утратить самостоятельность, передает интернет-издание Lenta.Ru. В качестве примера подобного развития событий он привел Украину, заявив, что там была развязана война. Он также сопроводил эту мысль заявлением о том, что в случае войны оружием будут обеспечены все жители Республики Беларусь.

 
Александр Лукашенко и Виктор Ющенко

Что же касается Украины, то на встрече с экс-президентом Украины Виктором Ющенко Лукашенко поднял, в частности, вопрос о намерении Киева вывести страну из СНГ. «Наверное, и Украине рвать всякие связи с нашими государствами в отдельности и в целом с СНГ невыгодно», – приводится его высказывание на сайте президента.

Москва между тем, напомним, недовольна многими аспектами позиции Белоруссии по Украине, по Абхазии и Южной Осетии, Молдове и Грузии, а также отказом разместить на ее территории базу ВВС России и продать ей ключевые заводы военно-промышленного комплекса. Аналитики отмечают еще, что с 2014 года Россия также больше не является основным кредитором Белоруссии.

 
Константин Калачев

О том, каковы проблемы и перспективы в отношениях между государствами, насколько существенны претензии России к Белоруссии и о том, похоронена или, напротив, как опасаются на Украине, оживлена идея создания Союзного государства или иной формы интеграции двух государств, с «Полит.ру» поговорил Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы».

«Все заявления Лукашенко, все обещания вооружить каждого взрослого белоруса на случай войны я воспринимаю скептически. Тут же возникает вопрос, на случай войны с кем? И так же воспринимаю постоянные пикировки, в которых он жалуется на сложности в отношениях с Россией. При этом он не задевает лично президента Путина, но совершенно очевидно, что когда он говорит про силы, которые мешают выстраиванию эффективных равноправных экономических отношений, или про проблемы таможенные, про угрозу рейдерства, про стремление тех или иных российских структур подмять под себя белорусскую экономику, он дает понять, что отказ от суверенитета Белоруссию не устраивает.

На самом деле белорусский лидер регулярно заставляет Москву обратить внимание на проблемы отношений, проблемы своей страны, используя тот факт, что Минск является чуть ли не последним союзником Москвы. Сейчас ведь еще осложнилась ситуация с Арменией, и хотя Ереван остается союзником, но, так или иначе, когда речь идет о ЕАЭС или об ОДКБ, на кого еще Москве опираться, если не на Минск?

Понятно, что эта разновекторная внешняя политика есть попытка использовать ситуацию, в которой оказалась Россия после 2014 года, для получения определенных выгод и преференций. И, если говорить об экономических отношениях двух стран, следует иметь в виду, что в России в скором времени будет завершен так называемый налоговый маневр в области нефтянки – что бьет по белорусским интересам. Очевидно, что сейчас для Лукашенко самое главное – это возможность получить компенсацию потерь. Потому что все-таки экономическое сотрудничество с Россией для Белоруссии, сама загруженность белорусских НПЗ и возможность покупать российскую нефть по низким ценам определяет устойчивость белорусской экономики.

При всем притом Беларусь сейчас охотно сотрудничает с Африкой – она там даже более активна, чем Россия, и деятельно развивает свой экспорт. Беларусь активно работает и с европейскими странами в поисках новых рынков. И для меня совершенно очевидно, что она хочет иметь все выгоды от сотрудничества с Россией, для чего готова иногда даже шантажировать российскую сторону. Надо сказать, что порой это сотрудничество, по мнению Москвы, идет в ущерб российской стороне. То есть Белоруссия получает от него бонусы и преференции, а Россия не очень понимает, что, собственно говоря, она получает взамен. И так – в самых разных сферах, начиная от проблем внешнеполитических.

Белоруссия не признала Южную Осетию и Абхазию, но проблема не только в этом. В вопросе Крыма, да и, в общем, в любом вопросе Белоруссия пытается занимать некую средневзвешенную позицию, не спешит солидаризоваться с Россией по любому поводу. И сейчас очевидно, что Минск подталкивает к диалогу о том, как вообще должны складываться отношения двух стран, в первую очередь экономические. А разговоры по поводу объединения, как мне кажется, являются просто фоновой кампанией.

 
Рабочая встреча Владимира Путина с Михаилом Бабичем

Да, тут сыграло некоторую роль назначение Бабича послом в Белоруссии, и коллеги только подлили масла в огонь. Коллега Марков, например, заявил, что Бабича туда направили для того, чтобы не допустить новых майданов; некоторые другие коллеги начали в кулуарах обсуждать, что его отправили чуть ли не ради транзита власти. Сам я так не думаю – на мой взгляд, основанная задача его состоит в развитии экономических связей на принципах взаимной выгоды.

Понятно, что экономическая модель Белоруссии отличается от экономической модели России. Понятно, что  Беларусь заинтересована в экономических интеграционных проектах, но не очень рада политическим интеграционным проектам. И понятно, что Минск очень болезненно воспринимает любые действия, которые могут быть интерпретированы, как покушение на его суверенитет. Думаю, что все здесь пойдут на компромисс, но что все скрытые дотации будут выведены на свет.

Условно говоря, нужно понять, насколько в действительности Россия субсидирует белорусскую экономику, а для этого нужно перейти на прозрачные взаимоотношения в экономике. Потому что есть представление российской стороны о том, что мы субсидируем Беларусь, а есть мнение белорусской стороны о том, что Россия не только не субсидирует белорусскую экономику, но где-то даже создает проблемы для ее дальнейшего развития. Например, когда ограничивает ввоз молочных продуктов или когда обвиняет в поставках санкционных продуктов под видом белорусских. И так далее, и тому подобное.

Да, есть еще правовые аспекты взаимоотношений, которые требуют настройки. Например, жители европейских стран могут приезжать в Беларусь на неделю без виз. Россия переживает по поводу того, что они могут потом пересечь и российскую границу. Собственно, речь уже идет об унификации законодательств двух стран, в том числе в таких вопросах, как въездной туризм. Но я думаю, что для белорусского истеблишмента – не только для Лукашенко лично – на сегодняшний день очень важно добиться уважения к белорусской идентичности. И то, что сейчас делает Лукашенко – в части развития национального языка, в части перемен в министерстве обороны – есть не только и не столько воля самого Лукашенко, сколько отражение определенного запроса, существующего в стране.

 
Встреча Александра Лукашенко с генеральным секретарем ОБСЕ Томасом Гремингером

Быть субъектом РФ (или несколькими ее субъектами) или жить в рамках Союзного государства, полностью интегрированного, белорусская элита очевидно не хочет. И здесь возникает проблема. Понятно, что есть те, кто считает, что русские и белорусы – один народ. Понятно, что есть те, кто считает, что интеграционные проекты могут перекрыть существующие экономические проблемы, и их можно предъявлять в качестве новых достижений. К примеру, в 2008 году у нас была «маленькая победоносная война», а сейчас идет реанимация идея Союзного государства – для того, чтобы, условно говоря, показать, что «Русский мир» как цель, задача, средство остается в повестке дня. И понятно, что можно помечтать на тему того, как Белоруссия и Россия станут действительно настоящим единым государством.

Но думаю, дальше мечты это не уйдет. Более того, все эти конспирологические теории, все эти слухи о грядущей полной интеграции не содействуют улучшению отношений. Я так полагаю, что все останется по-прежнему: не будет общей валюты, союзный парламент останется декорацией, и идея о том, что Путин возглавит Союзное государство, чтобы остаться у власти, никак не будет реализовываться. Это все – гипотезы из арсенала конспирологов. А пока можно говорить лишь о том, что интеграция в экономике, безусловно, возможна и этот путь еще предстоит пройти.

 
Президент Беларуси Александр Лукашенко на полигоне в Ивацевичском районе

Но вряд ли можно ожидать, что Беларусь будет сдавать собственные интересы, что Лукашенко будет готов к превращению Белоруссии в экономический придаток России. Понятно, что Минск будет заниматься диверсификацией своих экономических связей. Дружественной для России Белоруссия, безусловно, будет – это совершенно ясно. И ясно, что урегулирование споров, естественно, будет – те договоренности, которые были достигнуты двумя президентами, будут реализовываться, острые углы будут сглаживаться, взаимопонимание будет улучшаться – но до того предела, за которым начинается утрата белорусской независимости», – сказал Константин Калачев.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.