2 февраля 2023, четверг, 11:46
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Беспилотники и их пилоты

Приборная панель самолета
Приборная панель самолета

Технологии для беспилотного воздушного пассажирского транспорта могут быть разработаны в ближайшие несколько лет, однако пилоты и пассажиры к переходу не готовы, пишет интернет-издание Republic.

Между тем уже не первый год пилоты самолетов фактически большую часть времени заняты не пилотированием, а наблюдением за тем, как самолет ведет автоматика, причем на этом фоне авиационный транспорт стал самым безопасным видом транспорта. Кроме того, в мире все шире используются дроны, которые являются летательными беспилотными аппаратами.

 
Дрон

Что касается наземного транспорта, то для него беспилотное передвижение становится все более актуальным. Существует возможность для того, чтобы большую часть пути большегрузные грузовики, перевозящие грузы на большое расстояние, двигались в режиме беспилотника; часть пути в качестве беспилотных могут проделывать легковые автомобили, использующиеся в системах каршеринга.

В России в ближайшие три-пять лет могут появиться беспилотные поезда, за которыми машинист будет наблюдать удаленно (чтобы в случае необходимости иметь возможность вмешаться), сообщила в сентябре 2018 года «Российская газета». Первым в стране проектом такого относительно беспилотного типа предполагается сделать Московскую кольцевую железную дорогу. Планируется, что там машинист будет дистанционно контролировать движение 10-15 составов.

А на территории инновационного центра «Сколково» компания «Яндекс» запустила 16 октября беспилотное такси. Как пишет газета «Ведомости», соответствующее соглашение было подписано непосредственно 16 октября. Правда, в сообщении компании оговаривается, что при использовании беспилотной машины в ее салоне «всегда будет находиться инженер-испытатель, следящий за ее движением».

 
Беспилотное такси-авто «Яндекс»

На сегодняшний день сразу несколько авиакомпаний, от гигантских Boeing и Airbus до крохотных, пытаются решить задачу создания такого поколения самолетов, в котором пилот не будет ключевой фигурой на борту, а воздушные суда сами будут  обмениваться полетными данными друг с другом без участия человека. При этом принципиальным является вопрос сохранения высокого уровня безопасности движения.

Интересно, что еще в августа 2018 года газета «Коммерсантъ» писала, что на деле самолеты могли бы стать полностью беспилотными уже к 2025 году, однако пассажиры этого не захотят, испугавшись. Между тем такой вид самолетов мог быть сократить расходы авиакомпаний (прежде всего, за счет зарплаты пилотов) и тем самым способствовать снижению цен на билеты, уверяло издание.

Самолеты при этом не будут окончательно предоставлены сами себе: человек будет следить за ними дистанционно. Да и разработать беспилотный самолет, по версии газеты, проще, чем беспилотный автомобиль, так как уже давно значительную часть пути авиалайнеры управляются автоматикой. Кроме того, по утверждению издания, именно беспилотный полет оказывается безопаснее, так как исключается возможность чрезвычайных происшествий из-за человеческого фактора.

О том, каковы на этом фоне перспективы перехода на беспилотный воздушный транспорт, в том числе пассажирский, с «Полит.ру» поговорил Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«Давайте разберемся. Во-первых, беспилотный транспорт – в военной сфере, в коммерческой для доставки груза – это не завтрашний день, а сегодняшний и даже вчерашний. Дроны летают, будут летать, сфера их применения будет расширяться. Но всякий раз это будут небольшие летательные аппараты (или даже большие – у военных есть и такие) для выполнения задач, никак не связанных с коммерческой перевозкой пассажиров.

Во-вторых, большие воздушные суда, которые возят нас с вами на большие расстояния, в том числе совершают трансконтинентальные перелеты, и сейчас насыщены всяческой IT-инструментарией, IT-машинерией даже не по уши, а сверх ушей, что называется. Перевод в автопилот рейса, когда экипаж самолета сидит в кабине – это день сегодняшний и, в общем, даже вчерашний.

Вполне возможно, что пропорция между автопилотом и управлением биологическим пилотом со временем будет меняться в сторону увеличения автоматически управляемой части. Но не видно никаких доводов для того, чтобы убрать из кабины пилота как такового. Потому что надежность системы «человек – машина», особенно когда машина становится все более умной и способной к автономии, заведомо будет высокой. Такая система полезна, зачем от нее избавляться?

 
Беспилотные комплексы Geoscan 3D mapping solutions

Формально сделать так, чтобы Airbus или Boeing тащил на 8 тысяч километров робот, а не пилот, можно и сегодня, но я не вижу, зачем. Тут важны вопросы безопасности, надежности. Но «человеко-машинная» система заведомо не будет проигрывать чисто автоматизированной системе. Хотя компоненты роботизированной системы, скорее всего, увеличатся по сравнению с тех, что ты достигли сегодня, но все же нет смысла – я его не вижу – делать человеческий компонент нулевым. Это никому не нужно, когда речь идет о массовых пассажирских перевозках.

А вот с другими видами транспорта ситуация принципиально иная, с автомобильным транспортом, например, совершенно другая история. Но об этом лучше поговорить отдельно», – сказал Михаил Блинкин.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.