28 марта 2024, четверг, 14:30
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Обреченная на авиавеличие

Создавать в России авиакомпанию для региональных пассажирских перевозок намерены Сбербанк и ВТБ. Компания будет создана в соответствии с распоряжением правительства России. Ориентировочно это произойдет в 2019 году.

О намерении крупнейших российских государственных банков создать авиакомпанию для межрегиональных полетов сообщила газета «Ведомости». При этом она ссылалась на источники, близкие к одному из банков, и на некоторых других участников проекта. В настоящее время, по сведениям издания, разрабатывается бизнес-план предприятия.

Состав его акционеров еще не согласован, равно как и доля, которая будет принадлежать Сберу и ВТБ, однако известно, что объем перевозок компании в год может составить до 6–10 млн пассажиров. Это сравнимо с объемом перевозок S7 Group (в 2017 году он составил 14,3 млн человек) и в 5-8 раз превосходит объемы перевозок крупнейшей региональной авиакомпании «Ямал» (в 2017 году та перевезла 1,8 млн человек). Таким образом, новая компания может стать одним из самых крупных игроков на этом рынке.

 
Председатель правления ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин и председатель правления ОАО «Сбербанк России» Герман Греф 

Напомним, президент России Владимир Путин призвал развивать межрегиональные авиаперевозки в обход Москвы. Майским указом 2018 года он распорядился увеличить их так, чтобы их доля доходила до 50%.

Действительно, региональные авиаперевозки в России сейчас используются мало, хотя значительная часть населенных пунктов страны является труднодостижимой из-за протяженности и состояния дорог. Однако граждане жалуются на дороговизну авиабилетов; у многих также есть претензии к условиям и качеству обслуживания, предоставляемого компанией-лоукостером «Победа».

 
Олег Смирнов

О том, что нужно делать для развития региональных авиаперевозок в таком виде, чтобы граждане могли ими пользоваться, с «Полит.ру» поговорил Олег Смирнов, член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации».

«Мы, профессионалы, давно уже бьем тревогу, обращаясь ко всем многочисленным чиновникам – министрам, заместителям и даже к президенту – о том, что России грозит очень серьезное нарушение национальной безопасности. Из-за того, что за последние 30 лет разрушилась транспортная связь между нашими населенными пунктами, которые до 1990-го года имели регулярное воздушное сообщение. И наконец руководство страны начало понимать, что оставить Россию с ее 17 млн квадратных километров без транспорта значит разрушить ее, что это действительно вопрос национальной безопасности.

Поэтому были даны поручения для двух крупнейших банков организовать авиакомпанию. О ней еще почти нет данных – решение о ее создании было озвучено буквально вчера, и пока нет информации о том, каков будет ее формат. Конечно, хотелось бы, чтобы появились конкуренты «Победе» на внутренних авиаперевозках. Тоже лоукостеры, чтобы, как в советское время буквально за пять рублей можно было улететь в любой ближайший город.

 
Новый самолёт авиакомпании "Победа" - Boeing 737-800 в аэропорту Красноярска

О намерении сделать это пока не говорили – мы только надеемся на то, что это произойдет. Но для того, чтобы выполнить поручение президента, необходимо поднимать целые пласты хозяйства и, в первую очередь, восстанавливать производство малых отечественных самолетов. До 1990-го года количество малых самолетов у нас исчислялось тысячами. Однако за последние 30 лет производство таких воздушных судов было разрушено, и малая авиация тоже перешла на западную технику.

Робкие попытки возродить производство отечественных (уже модернизированных) самолетов делаются. Думаю, их надо ускорить. Правда, ускоритель у нас один – колено президента. Если оно сработает, производство будут восстанавливать активнее, и это даст пусть не идеальный, но хоть какой-то выход из положения, который позволит активизировать полеты малой авиации между районами нашей страны.

Кстати говоря, 60% территории у нас не имеет ни железных, ни автомобильных дорог. Этот важный факт должен бы заставить чиновников задуматься о том, где именно они живут. А то они говорят: «Надо сделать как в Нидерландах, как в Германии, как во Франции!». А эти страны пешком можно пройти! Зачем сравнивать с ними? Там отличные автодороги, железные дороги – там местная авиация не нужна. Хотя там она и представлена широко.

А вот в России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского пройти пешком или проехать на велосипеде очень сложно. Поэтому Россия обречена быть великой самолетостроительной и авиационной державой. Если этого не будет, то Россия существовать не сможет. Еще раз подчеркну: президент прекрасно понимает, что без авиационной связи в районах, где нет железных и автомобильных дорог, невозможно, они не могут существовать без нее – а значит, мы фактически теряем эти районы. А у нас таких районов – 60%.

 
Аэропорт "Платов"

Между тем за 30 лет в России построили один единственный новый аэропорт – «Платов». Тогда как китайцы сдают ежемесячно, скажу для сравнения, по несколько новых аэропортов. Мы в 2017 году перевезли 100 млн пассажиров и гордимся этим, а китайцы – 600 млн. А американцы – 850 млн, а европейцы – 800 млн. То есть только мы 30 лет деградируем в этих вопросах.

Думаю, если указ президента будет выполняться достойным образом, то появятся конкуренты «Победы», которые возьмут на себя нагрузку лоукост-перевозок на местных воздушных линиях. Это и для «Победы» будет хорошо, потому что такие компании смогут подвозить пассажиров для нее из глухомани, где нет ни железных, ни автомобильных дорог. Тогда система авиасообщения будет действовать в России так, как она действует во всем мире.

Повторю: надо браться за авиацию, для России разрушенная авиация – это разрушенная страна. А еще в том, что мы перешли на Airbus и Boeing есть и другой минус: дело в том, что гражданская авиация везде является горячим резервом военно-воздушных сил страны. Гражданских летчиков по сути же не надо учить. А сейчас в случае чего у России не окажется такого резерва – в отличие от США или Китая. Airbus и Boeing же остановятся.

 
Проект нового терминала в Петропавловске-Камчатском

Так что пора уже браться за дело. Кстати сказать, те граждане, которые в результате бездействия властей в этом вопросе сейчас лишены возможности куда-то добраться, периодически говорят своим губернаторам, что как же так, раньше они могли по делу полететь в ближайший населенный пункт, а сейчас не могут этого сделать! То есть снизу на власть уже поддавливают, и губернаторы начинают проявлять активность и ставить вопросы об авиасообщении.

И правильно делают, потому что Россия без авиации никак не обойдется, она без нее развиваться не может. А сейчас выглядит пигмеем по перевозкам по сравнении с другими крупными странами», – сказал Олег Смирнов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.