НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Закон для шпионов и диверсантов

Российско-украинская граница
Российско-украинская граница

Верховная Рада Украины приняла закон об уголовном наказании для роcсиян, незаконно пересекающих границу. В зависимости от обстоятельств наказание, согласно новому закону, может составлять от 3 до 8 лет лишения свободы. 

К ответственности предполагается привлекать лиц, пересекших границу помимо пунктов пропуска или через пункты пропуска, но с документами, «содержащими недостоверные сведения» и «имеющих гражданство государства-агрессора» или совершивших переход «в интересах государства-агрессора». В категорию «государства-агрессора» у Украины пока входит только Россия, которую Рада признала агрессором в 2015 году, напоминает информационное агентство РБК.

В качестве наказания за совершение подобного преступления впервые предусмотрено лишение свободы до трех лет, повторно (или с  группой лиц) – от трех до пяти лет, а с применением оружия — от пяти до восьми лет. Как сообщает украинское информационное агентство УНН, за документ проголосовали 243 депутата из 450.

 
Верховная Рада Украины

Проект закона был внесен в Раду более года назад, в августе 2017 года. В пояснительной записке к проекту упоминалось задержание на границе с Украиной двух россиян, оказавшихся сотрудниками пограничной службы ФСБ. Позже их обменяли на задержанных в России в октябре 2017 года двоих украинских пограничников.

 
Георгий Чижов

О том, какую цель преследует закон, что он может изменить и скажется ли на законопослушных гражданах, а также о том, насколько сложно рядовому гражданину России сейчас получить визу на въезд в Украину, с «Полит.ру» поговорил Георгий Чижов, вице-президент, руководитель украинского бюро фонда «Центр политических технологий».

«Закон этот имеет целью усилить или ввести наказание для лиц, которые приезжают с некоей недоброй задачей, собираются проводить какую-то подрывную деятельность на территории Украины. Я не знаю, насколько удачны формулировки закона – тут надо спросить юристов, не допускают ли они какого-то неоднозначного толкования. Но думаю, что в правоприменении неоднозначного толкования не будет.

Документы, «содержащие недостоверные сведения», – это, грубо говоря, поддельные паспорта. То есть если мы знаем, что у человека одна фамилия, а по документам он вдруг оказывается «Боширов» или «Петров». Если человек сознательно въезжает по документам, которые выданы официальными органами государства, но при этом не на его настоящую фамилию, то однозначно цель у него какая-то нехорошая.

Как это будут определять, я, честно говоря, не знаю – это вопрос уже к представителям спецслужб. Но по крайней мере, обозначено, что Украина людей с недостоверными паспортами будет воспринимать как нарушителей закона и рада им не будет. Ну, и, собственно, любое незаконное пересечение границы, то есть пересечение вне пунктов контроля, или с коррумпированием каких-то должностных лиц, или по фальшивому паспорту будет образовывать отдельный состав преступления.

На мой взгляд, что у обычных граждан, которые по личным делам или с деловыми целями (что тоже еще бывает, хотя и редко) пересекают украинскую границу, больших проблем и после принятия этого закона не будет. Ну, разве что они покажутся кому-то очень подозрительными и их станут проверять… но, честно говоря, не думаю, что так будет. Потому что этот закон создан конкретно против определенных людей.

 
В Верховной Раде Украины

Что касается тех российских граждан, которые оказываются на неподконтрольной Киеву территории Донецкой и Луганской областей, то до них украинское правосудие дотянуться сейчас не может, если только они не попали в плен, участвуя в боевых столкновениях. Думаю, что к ним эти нормы могут быть применены, но это уже именно вопрос правоприменения. Потому что въезд на территорию Донецкой области, не контролируемую Киевом, есть фактически тоже незаконное пересечение границы. Как, формально судя, и въезд в Крым.

Но тут я, правду говоря, не знаю, предусмотрено ли такое применение. Основная цель этого закона не в том, как мне представляется. Но вот как его нормы будут трактоваться… Все-таки в Крым приезжает огромное количество российских граждан, и думаю, что там все будет по-прежнему. Потому что как может российский гражданин, побывавший в Крыму, столкнуться с украинской властью? Только пытаясь потом въехать на территорию большой Украины.

Но я уверен, что всех этих туристов и отдыхающих, а также артистов, которые захотят выступить там, а потом здесь, в самом худшем для них случае просто не будут пускать на территорию Украины. И менять нормы этого закона, я уверен, не будут. Хотя, конечно, в законах хотелось бы иметь более четкие формулировки.

Думаю, что этот закон в большей степени имеет символическое значение, потому что, условно говоря, каких-то разоблаченных российских разведчиков, допустим, и так можно привлечь к ответственности. Чаще всего они по факту этой ответственности избегают, поскольку в рамках неформальных договоренностей обмениваются на кого-то. Хотя есть некоторое количество российских граждан, которые содержатся в украинских тюрьмах по приговорам суда или в ожидании суда по обвинению в соответствующих преступлениях.

 
Совет национальной безопасности и обороны Украины

Сейчас в России проходит кампания «обменяем всех на всех», то есть всех украинцев, находящихся в заключении в России, на этих людей. То есть, в принципе такие люди есть. Ну, вот теперь будут дополнительные нормы, которые четче обрисовывают состав преступления. И, пожалуй, самое главное: если человек каким-то образом незаконно пересек границу (и, думаю, все-таки речь о границе территории, контролируемой киевским правительством), то он уже автоматически рассматривается как преступник. А раньше ему для этого надо было еще что-то скверное сделать – или хотя бы иметь намерение.

Да, нарушение режима границы рассматривалось как преступление и раньше. Но сейчас, поскольку этот закон касается только граждан «государства-агрессора», как это там формулируется, для всех прочих граждан незаконное пересечение границы будет уголовно наказуемо не по этому закону, а, так сказать, в общем порядке. Что является аргументом в пользу вывода о скорее символическом значении закона», – сказал Георгий Чижов.

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.