22 сентября 2019, воскресенье, 21:22
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Кнут и пряник в борьбе с московскими пробками

Вечерние пробки
Вечерние пробки

Более 90% москвичей будут проживать в пешей доступности от метро к 2023 году, заявил мэр Москвы Сергей Собянин в Мосгордуме. Это станет возможным благодаря строительству Большой кольцевой линии, продления линий в Бирюлево, Щербинку, Троицк и Рублево-Архангельское и запуску центральных диаметров.

«До 2023 года метро придет во Внуково, Лианозово и район Северный, будет закончено строительство основных участков Большой кольцевой линии - самого большого метрокольца в мире, а также начнется сооружение перспективных линий – в Бирюлево, Щербинку, Троицк и Рублево-Архангельское. Благодаря реализации этих планов в шаговой доступности от станций метро будут проживать свыше 90% москвичей, включая жителей новых территорий», – приводит информационное агентство РИАМО слова Собянина.

 
Строительство метро

Действительно, во многих районах Москвы ближе к окраинам идет интенсивное строительство метро: в 2018 году было проложено 32 километра путей, открыты новые станции. Еще десять станций «находятся в высокой степени готовности, они будут введены либо в конце этого года, либо в начале следующего года», – цитирует отчет мэра Москвы президенту РФ Владимиру Путину сайт главы государства. Встреча Собянина с президентом состоялась 22 октября.

В то же время в городе не решена еще проблема пробок в часы пик, несмотря на то, что для движения общественного транспорта выделены специальные полосы, а жители города испытывают опасения, что развитие метро может привести к сокращению системы наземного городского общественного транспорта.

О планах развития городского общественного транспорта в столице и о том, как решается вопрос пробок, в том числе связанный с особенностями города и наличием большого количества частного автотранспорта, с «Полит.ру» поговорил Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ – ВШЭ).

«Пункт первый. Десять лет назад, в 2008-2009 годах, обычно во всех планировочных расчетах давались такие цифры: в пешей доступности от станций метро проживает примерно две трети москвичей. Это не очень хороший показатель, поскольку отсутствие пешей доступности до метро для очень многих – большой минус. Соответственно, вся программа метростроения, которая за последние десять лет была наиболее грандиозной за все годы существования метрополитена была направлена на то, чтобы сокращать эти «пятна недоступности» метро. И они постепенно сокращались в размерах.  

Предположение, что к концу десятилетия мы выйдем на уровень пешей доступности метро для примерно 90% москвичей, звучит очень правдоподобно. Потому что все самые густонаселенные районы (а доступность оценивают в пересчете на жителей, а не на квадратные метры) получают станции метро. Так что в своем отчете Собянин воспроизвел данные московских планировщиков. Эти данные верны, спорить тут не о чем. И если посмотреть цифры за 2008, 2010, 2018 годы, можно увидеть, что процент людей, не имеющих пешеходного доступа к метро, неумолимо снижался.

Теперь пункт второй – по поводу наземного общественного транспорта. Сокращать наземный транспорт, оставив его только в качестве фидеров (от анг. feed – питать, прим.ред.), то есть подвозочных к метро маршрутов, никто не собирается. Нигде в мире так не делают, не будет так и в Москве. Более того: в Москве усиленно развивается сеть магистральных автобусных маршрутов и идет восстановление трамвайной сети. В Москве же в 1990-е – 2000-е годы была ликвидирована трать трамвайных путей – их просто закатывали в асфальт. Сейчас трамвайные пути везде, где можно, активно восстанавливают. Потому что и магистральные маршруты, и трамваи на обособленной полосе не стоят в пробках.

 
Обновленный парк трамвайного депо им. Н.Баумана.

Зачем все это развивается и восстанавливается? Затем, что для очень многих жителей Москвы пользоваться наземным транспортом просто житейски комфортнее, чем спускаться в метро (особенно для пожилых людей). А кроме того, московское метро по мере расширения испытывает все большие нагрузки на пересадочных узлах и технических перегонах. Поэтому если часть пассажиров уйдет в наземный транспорт, это будет благом и для рядового горожанина, обывателя, и для транспортной системы в целом.

Как бы мы ни развивали метро, нагрузки на него очень велики. И если есть способ их хоть немного смягчить за счет наземных маршрутов, это нужно и правильно делать.

Конечно, автобусные маршруты сохранят и свою фидерную, подвозящую функцию – так обстоят дела в любом городе мира. Но в целом магистральные маршруты развиваются очень энергично. Приведу пример: на огромном «плече» от Теплого стана до Лубянки (через Ленинский проспект) стало быстрее доехать на 144 автобусе, чем на метро или на автомобиле. И таких маршрутов в Москве много.

 
Первые городские электробусы в Москве

Пункт третий: что можно сказать по поводу пробок? Что вообще может сделать город (любой, неважно, Москва это или нет) для решения этой проблемы? Использовать кнут и пряник. «Пряник» тут таков: город дает хороший транспорт, с новыми вагонами, мобильными приложениями, где можно смотреть расписания, с качественным билетно-тарифным минимумом, чтобы удобно было платить на пересадках; с кондиционером, низким полом и так далее. А «кнут» вот каков: все равно хочешь пользоваться автомобилем? Пользуйся, но тебе это дорого обойдется.

И то, и другое в Москве было сделано за последние годы, и сделано в строгом соответствии с мировым опытом: метро, пассажирский наземный транспорт, который мы уже обсуждали; добавим сюда и таксомоторные сервисы, каршеринг и так далее. Словом, все, что касалось общественного сегмента, очень здорово развивалось. Что же касается желающих ездить на личном автомобиле, то город не запрещает им этого, но требует высокую плату за парковку. А дальнейшее уже не управляется ни мэром, ни президентом, ни господом богом – выбор конкретного москвича.

 
Столичный каршеринг EasyRide

Если человек не хочет ездить общественным транспортом, а хочет в автомобиле, это его суверенное право. Если при этом его не смущает оплата за парковку – это его дело. Не смущает – вперед. Но в целом проблема большого количества машин на улицах не будет решена никогда, и тому есть причина.

Москва в последние годы вложила в улучшение своей дорожной сети невероятные деньги. Московскую дорожно-строительную программу последнего десятилетия по объему можно сравнить с лучшими мировыми программами. Причем деньги были вложены с умом: были хорошие проекты, продуманные планировки. И все же баланс между площадью асфальта в городе и числом автомобилей был и остается (и впредь останется) чрезвычайно скверным. Это объективный факт, связанный с планировкой нашего города – и это четвертый пункт, который я хотел бы выделить.

Улучшить ситуацию локально можно: построить какую-нибудь эстакаду, усовершенствовать развязку где-нибудь на МКАДе. Но баланса это не изменит. У нас на один автомобиль приходится от 25 до 30 квадратных метров асфальта. Это очень мало, поэтому у нас слишком много автомобилей на единицу проезжей части. Это факт, и изменить его можно только одним способом – предложить большей части населения по утрам не пользоваться автомобилем. Не отказаться от него вообще – поездки на дачу, в магазин, для развлечений никто не запрещает. Предлагается только ежедневную рутинную поездку на работу организовать без автомобилей.

 
Завершение строительства эстакады на Аминьевском шоссе

Вообще на некоторых участках транспортной сети пробок все же стало заметно меньше – во многих местах, особенно в центре, где дорогая парковка, проехать стало легче. Потому что количество людей, которые приезжают на автомобиле в центр, стало меньше. Но ситуация где-нибудь на Варшавке или на проспекте Андропова какая была, такой и осталась. Там сделать нечего.

То есть пробки – это вопрос, уже не связанный с тактикой властей. Это вопрос поведения москвичей. Москва не является автомобильным городом: в автомобильном городе (каком-нибудь Бостоне) на одну машину приходится 200 квадратных метров улиц, дорог, хайвеев. А у нас – 30 квадратных метров. Так что хотим мы торчать в пробках – значит, будем торчать. Город сделал то, что мог», – сказал Михаил Блинкин.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:58 Глава патриаршей комиссии по делам семьи предложил бить детей за сквернословие. В РПЦ назвали это шуткой
18:30 РУСАДА обвинило СМИ в намеренном нагнетании ажиотажа. Ранее появились слухи об угрозе отстранения России от ОИ-2020
17:59 СМИ узнали о решении Владимиру Путина ратифицировать Парижское соглашение по климату
17:29 Детский крестный ход прошел в Екатеринбурге
17:02 МИД отчитался о состоянии освобожденных в Камеруне российских моряков
16:00 Нейрохирург объяснил перевод Анастасии Заворотнюк из реанимации в общую палату
15:31 Минздрав задумался о бесплатном обеспечении россиян лекарствами по назначению врача
15:00 СМИ сообщили о задержании в Чечне подозреваемых в колдовстве
14:30 Цены на новое жилье в крупнейших городах России перестали расти
13:59 Митинг в Архангельске против мусорного полигона в Шиесе собрал две тысячи человек
13:31 Свердловский губернатор подарил квартиры экипажу А321 «Уральских авиалиний». Летчики посадили самолет в поле после отказа двигателей
12:59 Сергей Шойгу назвал главную угрозу для России и всего мира. Глава Минобороны считает, что она исходит от США
12:33 Журналисты узнали размеры пенсий российских артистов. Алла Пугачева получает 47 тысяч рублей
11:56 Друг Заворотнюк рассказал о последнем сообщении от ее директора
11:26 Владимир Путин объяснил предназначение СМИ
10:54 Пираты освободили захваченных у Камеруна российских моряков
10:32 Секретарь Российско-турецкого форума общественности назвал главные причины смерти российских туристов в Турции
09:57 Пострадавший от «Новичка» британец решил отсудить у российских властей миллион фунтов
09:26 Британские СМИ заявили об угрозе отстранения России от Олимпиады
21.09 19:24 Туристический автобус перевернулся в Турции. Пострадали 15 россиян
21.09 18:57 Российские военные пострадали в результате вооруженного нападения в Таджикистане
21.09 18:27 Росгвардия отчиталась о задержании в Нижневартовске троих подозреваемых в терроризме
21.09 17:57 «Зенит» пообещал выпустить Кокорина на поле до конца осени
21.09 17:25 Мокрый снег пойдет в Москве 22 сентября
21.09 16:57 Друг Заворотнюк рассказал о второй операции актрисы
21.09 16:34 Власти Украины анонсировали новый обмен арестованными с Россией
21.09 15:59 Журналист назвал источник слухов о критическом состоянии Анастасии Заворотнюк
21.09 15:30 Россияне стали реже покупать парфюм и декоративную косметику. Продажи средств для ухода за лицом выросли
21.09 14:58 WADA ответило на новые подозрения в адрес России. Данные Московской допинговой лаборатории скомпрометированы
21.09 14:31 РФС отказался рассматривать дело Кокорина и Мамаева. Комитет по этике счел колонию достаточным наказанием
21.09 14:00 Бизнес более 160 предпринимателей пострадал из-за пожара в ТЦ во Владивостоке
21.09 13:34 В клубе Екатеринбурга во время ночной вечеринки произошел пожар
21.09 12:58 Украина внедрит американскую модель охраны у себя на границе
21.09 12:30 Росгвардия начала проверку после смертей двух сотрудников управлений ведомства
21.09 11:55 Два подростка пострадали в ходе стрельбы в Филадельфии
21.09 11:25 В Башкирии девочку с деформированным лицом не приняли в детский сад. Прокуратура начала проверку
21.09 10:54 В Финляндии возбудили дело из-за ввоза волков из России
21.09 10:22 Мамаев начал переговоры с московским «Динамо» после расторжения контракта с «Краснодаром»
21.09 09:52 Более 2 тысяч человек собрались на «штурм» американской военной базы в Неваде
21.09 09:17 Суд отпустил обвиняемого в экстремизме якутского шамана под подписку о невыезде
20.09 18:20 Тренер «Зенита» сообщил, что Кокорину отказали в регистрации на Чемпионат России. Но потом удалил пост
20.09 18:08 В дагестанской колонии заключенные устроили бунт
20.09 18:07 Страховая компания заплатит $46 миллионов за посадку самолета «Уральских авиалиний» на кукурузное поле
20.09 15:27 Якутский шаман сообщил, что на него завели уголовное дело об экстремизме
20.09 14:39 В Брянске ограбили отделение спецсвязи. Двое сотрудников убиты
20.09 13:59 Арестованный хакер обвинил в принуждении к взломам экс-сотрудника «Касперского», осужденного за госизмену
20.09 13:28 Начальника красноярской колонии-поселения отстранили за стриптиз сотрудников ко Дню лесника
20.09 13:13 Мосгорсуд отпустил фигуранта «московского дела» Павла Устинова под подписку о невыезде
20.09 12:17 Бывшего главврача детской больницы в Астрахани исключили из «Единой России» после избиения женщины
20.09 11:40 Якутского шамана, который шел в Москву «изгонять Путина», отправили в психбольницу
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.