Школьные конфликты: учителя vs ученики

Конфликты во взаимоотношениях российских учителей и школьников стали активно выносить на общее обозрение: сразу несколько случаев неподобающего обращения с детьми в течение одной недели стали предметом обсуждения в медиа-пространстве.

Так, первым стал известен случай с доведением школьницы учителем до слез из-за дырки на кофте; затем произошла история, когда учитель ударила школьника головой о парту,  а потом в интернете появилась видеозапись того, как учитель бьет второклассника в коридоре, напоминает газета «Известия». Все случаи происходили в разных регионах, но все вызвали бурную реакцию.

В первом, который имел место на Сахалине, упрекая девочку за порванную одежду, учитель высказала соображение, будто девочка в своей семье является приемной; позже, после вмешательства родителей, учитель принесла извинения и те были приняты, однако учитель была уволена. Оба же случая физического насилия (в Томской области и в Комсомольске-на-Амуре соответственно) были связаны с несоблюдением детьми правил поведения в классе. 

Удивительным образом третий случай стал едва ли не самым резонансным, так как более 290 родителей учеников этой школы подписали открытое письмо в поддержку учителя, которого уже отстранили от работы. Как сообщило информационное агентство РИА Новости, родители подчеркнули, что знают этого педагога, так как она четыре года была классным руководителем у их детей, и попросили следствие воздержаться от скоропалительных выводов и избегать шаблонного подхода.

О том, почему сейчас у учителей фактически не осталось методов воздействия на детей, и о том, что следовало бы сделать для того, чтобы эти методы снова появились и учителя не прибегали к недопустимым мерам, с «Полит.ру» поговорил Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор.

«Это вечная тема, не тема сегодняшнего дня. Сколько существует школа, столько существует и вопрос, каким образом оказать воздействие на ученика, который не выполняет требования учителя. Уговаривать ли его, воздействовать ли лаской, запугивать ли, применять ли к нему силу? Сколько существует школа, столько существует эта проблема.

Ничего нового в этом нет абсолютно, говорю как педагог, который сам работал в школе 26 лет, начав с должности пионерского вожатого и закончив должностью директора школы. Причем мне в свое время пришлось возглавить школу, которая занимала тогда в Москве первое место по преступности и правонарушениям, так что мне пришлось наводить там порядок. Приходилось применять самые разные методы и различными способами воздействовать на учеников: кто-то понимал уговоры, кто-то – ласку, а кто-то и не понимал их.

Вообще выбор конкретных приемов в том или ином случае зависит от таланта педагога и от конкретной ситуации. Но есть одна достаточно серьезная тенденция, которая возникла у российской школе за последние 20-25 лет. В связи с тем, что процесс образования у нас, во-первых, оказался на задворках важных сфер жизни, а российское образование в результате стало переходить из разряда важнейшей сферы развития общества в сферу социальных или даже коммерческих услуг, то, во-вторых, и учитель стал превращаться потихоньку в некоего представителя сферы услуг.

Учитель стал восприниматься не как педагог, не как воспитатель и не как человек, на которого возложена важнейшая социальная функция, а именно как представитель сферы услуг. Поэтому к учителю со стороны родителей и некоторых общественных структур стали предъявляться требования как к какому-то официанту или администратору. То есть от него стали ждать просто выполнения услугу по обеспечению преподавания образовательных программ и обслуживанию детей, которые приходят в школу.

За последние годы многие лучшие учителя, педагоги, которые были в российской школе, покинули ее; к тому же подготовка педагогов ухудшилась, и в школу пришли не лучшие кадры, люди, не способные найти подходящие формы и методы для общения с учениками. Потому порой учителя идут самым простым путем – путем силового воздействия, хотя можно было бы найти какой-то несиловой и вообще не связанный с насилием вариант. Допустим, можно было бы найти подход через привлечение этого ребенка в какую-то сферу деятельности, вовлечение его в какое-то интересное занятие, увлекательную и значимую деятельность – например, поисковую работу и так далее.

Без способности найти подход фактически учитель превращается в своего рода надзирателя. А у надзирателя один из главных способов наведения порядка является силовым. Так что неслучайно некоторые учителя взяли его за основу для общения с учениками – это стало уже в своем роде нормой поведения для определенной группы учителей.

Я не хочу их оправдывать, но не хочу и обвинять. В происходящем виновата в целом система, сложившаяся даже не только в российском образовании, но и вокруг него. И об этом, кстати говоря, сегодня говорит министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева. Она единственная из всех наших постсовестких министров образования (а я был знаком со всеми ними, и с некоторыми у меня были серьезные конфликты), видимо, нащупала ту линию работы министерства, которая может скорректировать вектор развития российского образования.

Министр говорит о том, что этот вектор вообще нужно поменять, а также нужно поменять систему взаимоотношений внутри самой школы. Школа должна перестать быть сферой услуг – ей нужно вернуть ту важнейшую социальную значимость, которую она имела в период советский и даже ранее. Нужно сделать так, чтобы школа занималась не только предоставлением набора образовательных услуг, но и процессом формирования личности, процессом воспитания ученика.

Для этого в школе нужен педагог-личность – не надзиратель, не урокодатель-предметник, который просто приходит, отчитывает предмет и следит, чтобы у него на уроке тихо сидели, а в случае, если кто-то ведет себе плохо, подойдет и тряпкой шлепнет или указкой по спине ученика огреет. Нет, нужен настоящий наставник, воспитатель, педагог-личность.

Так что надо снова изменить систему подготовки педагогов – это очень серьезная проблема. И затем нам предстоит возвращаться к тем лучшим традициям, которые имела наша российская и советская школа. Предстоит сделать так, чтобы в школе установилась атмосфера взаимодействия и взаимопонимания между учителями и учениками. Тогда случаев насилия на учениками не будет, а если они и станут происходит, то это будут именно единичные случаи, но не массовое явление.

Ну, и самое главное, к чему нам следует возвращаться, – это к тому, чтобы школа возобновила активное сотрудничество с семьей.

За те же последние 25 лет мы разделили школу и семью: семья спихнула процесс обучения полностью на школу и сказала, что отдала ребенка, а уж в школе пусть занимаются им, предоставляют образовательные услуги. Мол, это в школе за такое отвечают, а они, родители, не отвечают. Школа же, в свою очередь, сказала, что не отвечает за процесс воспитания – за это отвечает семья. Мы, мол, все нужные знания ребенку в голову вложили, а как уроки закончились, мы уже за него не отвечаем!

Так вот, процесс взаимодействия семьи и школы нам надо восстанавливать. Потому что именно этот процесс будет способствовать формированию личности ребенка. Без этого вырастить нормальных людей не получится. Так что те родители, которые поддержали, к примеру, учителя из Комсомольска-на-Амуре, видимо, подспудно понимают, что в чем-то в данном случае могла быть неправа и семья.

Я не хочу, впрочем, оправдывать и этого учителя – считаю, что это не метод взаимоотношений с учеником, когда учитель начинает его оскорблять или бить. Все-таки учитель должен находить иные, более приемлемые и эффективные методы. Но не хотелось бы мне и превращаться в прокурора, осуждающего только этого учителя. Я считаю, что необходимо создавать такие условия, чтобы учителя ничто не вынуждало идти на подобные меры.

Для этого должна работать система в целом и администрация конкретной школы – и должны создаваться условия для нормальных взаимоотношений этого учителя с детьми и их семьями. Ну, а в целом думаю, что если все-таки процесс, который сейчас пытается начать Ольга Васильева, пойдет дальше, если его поддержит руководство страны, то мы хотя бы отчасти сумеем преодолеть разрушительные тенденции последней четверти века. Да, проблема отношений учителей и учеников существовала всегда, но в связи с нашими упущениями в сфере образования в последнее время ситуация обострилась», – сказал Сергей Комков.