20 июля 2019, суббота, 04:20
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

На поиски «Эндьюранса»

Антарктическое плавание «Эндьюранса»
Антарктическое плавание «Эндьюранса»

В первый день нового года из гавани Кейптауна отправится новая полярная экспедиция. Ученые на исследовательском корабле «Агульяс II» достигнут антарктического моря Уэдделла и при помощи автономных необитаемых подводных аппаратов они будут исследовать шельфовый ледник Ларсена. Есть у экспедиции и другая цель. Ученые стремятся найти остатки корабля «Эндьюранс», затонувшего в этих водах в 1915 году.

Командовал «Эндьюрансом» британский морской офицер и исследователь Антарктики сэр Эрнест Шеклтон. К тому моменту он был опытным полярником, за плечами которого были две экспедиции. В 1901 году Шеклтон добился назначения третьим помощником Роберта Скотта  корабля «Дискавери», отправлявшегося на первый в своей жизни штурм Южного полюса. Хотя в начале Шеклтон даже не прошел конкурс на участие в экспедиции и попал туда лишь благодаря рекомендации главного спонсора сэра Льюэллина Лонгстаффа, с которым он был знаком лично, в ходе плавания и предварительных походов по арктическому побережью он, видимо, сумел произвести хорошее впечатление на Скотта, так что тот взял Шеклтона вместе с собой и врачом Эдвардом Уилсоном в финальный рывок на санях к полюсу.

 

Сэр Эрнест Шеклтон на фотографии 1916 года

 

Шеклтон, Скотт и Уилсон в 1902 году готовятся к походу на Южный полюс

Тогда путешественников ждала неудача. Собаки с трудом тянули сани и умирали одна за другой. Уилсон страдал от снежной слепоты. Были дни, когда Скотт вел его как поводырь слепого, а от боли в глазах не помогал даже кокаин. У Шеклтона началась цинга и тяжелая одышка (она была признаком начавшегося заболевания сердца, которое не оставляло Шеклтона всю оставшуюся жизнь). 1 января 1903 году путешественники были вынуждены повернуть на север. В своей попытке покорить полюс они добрались до 82°11' южной широты, что значительно превышало предшествующий рекорд.

Средства на следующую экспедицию Эрнест Шеклтон раздобыл в 1907 году. Теперь он стал самостоятельным участником «антарктической гонки» и конкурентом Роберта Скотта и путешественников из других стран. Корабль Шеклтона назывался «Нимрод». В качестве тягловой силы теперь использовались пони, точнее, низкорослые лошади маньчжурской породы. Во время экспедиции 1901 – 1903 годов Шеклтон разочаровался в ездовых собаках, и даже такой авторитетный полярник как Нансен не сумел его переубедить.

Высаженные на антарктическом побережье участники экспедиции должны были разделиться на два отряда. Один из них во главе с Шеклтоном отправлялся к Южному полюсу, второй должен был достичь Южного магнитного полюса. Увы, ценой огромных усилий удалось достичь только второй цели. Крайняя южная точка, до которой дошел Шеклтон, находилась на широте 88°23′ – новый рекорд антарктических исследований. Все пони погибли еще за месяц достижения этой точки. Люди, тащившие грузы на себе, были крайне истощены, а движение затруднял сильный шторм.

 

Джейсон Адамс, Эрик Маршалл и Фрэнк Уайлд на рубеже в 88 градусов 23 минуты южной широты. Фото Эрнеста Шеклтона

Несмотря на неудачу с покорением полюса, по возвращении Шеклтон и другие участники экспедиции были встречены как герои. Их слава была заслуженной. В ходе экспедиции на «Нимроде» удалось исследовать многие ранее остававшиеся неизведанными области Антарктиды, собрать ценные научные материалы. В частности люди впервые покорили вулкан Эребус. Шеклтон был произведен в рыцари и написал книгу «В сердце Антарктиды».

Наступил 1912 год, когда стало известно, что экспедиции Руала Амундсена и Роберта Скотта достигли южного полюса. Но это известие не охладило пыл Шеклтона. Он сказал, что Антарктида не будет покорена, пока людям не удастся пройти через весь континент. И стал готовить новую экспедицию.

Для этого путешествия были приобретены норвежская баркентина «Полярис» и китобойная яхта «Аврора». Шеклтон переименовал «Полярис» в «Эндьюранс» («Стойкость») по своему семейному девизу Fortitudine vincimus («Стойкостью победим», по-английски By endurance we conquer). «Эндьюранс» должен был пересечь море Уэдделла и высадить отряд Шеклтона на побережье залива Файзеля. Отряду предстояло дойти до Южного полюса и далее выйти к острову Росса. Отряд «Авроры» по плану Шеклтона высаживался на острове Росса и готовил возвращение трансконтинентальной группы, сооружая склады провианта на ее пути. Руководил этим отрядом Энеас Макинтош.

 

Баркентина «Эндьюранс»

Но счастье вновь не сопутствовало Эрнесту Шеклтону. «Эндьюранс» в море Уэдделла попал в ледовый плен. Самая южная достигнутая им точка лежала на широте 76° 58', затем льды вынудили корабль дрейфовать обратно на север. Несколько раз он попадал в зоны сжатия, но корпус корабля выдерживал, пока 24 октября 1915 года, после девяти месяцев дрейфа, напор льдов не оказался столь сильным, что в обшивке «Эндьюранса» образовалась пробоина. Шеклтон и его товарищи пытались спасти корабль трое суток. Они непрерывно откачивали воду из трюма и пытались заделать обшивку, но их усилия не принесли результата. «Эндьюранс» был раздавлен льдами, но люди успели высадиться на лед.

 

Фотограф Фрэнк Херли под бушпритом затертого льдами «Эндьюранса»

 

«Эндьюранс» в полярную ночь

 

Гибель «Эндьюранса»

Трансантарктический переход после потери судна был невозможен. Шеклтону надо было спасти членов своего экипажа. Участникам экспедиции предстоял долгий переход по льдам, затем три месяца ожидания в ледовом лагере пока лед не вскроется и появится возможность использовать шлюпки. Запасы продовольствия таяли. Спустя почти полгода после гибели «Эндьюранса» экспедиция на трех шлюпках достигла острова Элефант (на русских картах обычно – остров Мордвинова) в архипелаге Южные Шетландские острова. Там одну из шлюпок укрепили, и Шеклтон с пятью спутниками отправился на ней в рискованное плавание к острову Южная Георгия, где находилась китобойная база. Остальной экипаж дожидался на острове Элефант. Ожидание продлилось без малого четыре месяца, так как китобойные суда с Южной Георгии не могли плавать среди паковых льдов, окружавших остров Элефант, хотя Шеклтон трижды пытался сделать это. Многие люди на острове были в тяжелом состоянии, пища – на исходе. Полярники уже задумывались о том, что придется съесть того, кто умрет первым. Но Шеклтон сумел получить у правительства Чили паровой буксир, который помог проложить путь к острову Элефант, и остававшиеся на острове люди были спасены. Из отряда Шеклтона за всю экспедицию не погиб ни один человек.

 

Фрэнк Херли и Эрнест Шеклтон в ледовом лагере

 

 

Спуск на воду шлюпки, на которой Эрнест Шеклтон с пятью спутниками доплыл от острова Элефант до Южной Георгии

 

Путь команды от места гибели «Эндьюранса» до острова Элефант и до Южной Георгии

Отряд Энеаса Макинтоша, действовавший на противоположном краю континента, преодолел величайшие трудности. Хотя все собаки погибли, путешественники смогли подготовить продовольственные склады, самый южный из которых находился на широте 83°30’. «Аврору» вместе с затершими ее льдами сильный шторм сорвал с якоря и вынес в океан, где она начала долгий дрейф. На побережье остались десять зимовщиков, без необходимого снаряжения. Спаслись они благодаря найденным запасам старых экспедиций Скотта и Шеклтона (некоторое время они жили в хижине, построенной моряками с «Дискавери»), а пищу добывали, охотясь на тюленей и пингвинов. Лишь больше года спустя «Аврора», прошедшая ремонт в Новой Зеландии, сумела вернуться и забрать полярников. В отряде Макинтоша погибли трое из десяти зимовшиков, включая руководителя.

После окончания Первой мировой войны Эрнест Шеклтон вновь сумел организовать экспедицию в Антарктиду, но умер от сердечного приступа 5 января 1922 года, когда экспедиция успела достичь только острова Южная Георгия. Пересечь Антарктиду люди сумели лишь в 1958 году. Это сделала Трансатлантическая экспедиция Британского Содружества под руководством Вивиана Фукса и Эдмунда Хиллари. Они двигались по тому же маршруту, что запланировал Эрнест Шеклтон, но использовали не только собак, но и гусеничную технику, а также получали данные ледовой разведки с самолетов.

Нынешняя экспедиция, участники которой надеются найти следы «Эндьюранса», отправится к Антарктиде на южноафриканском ледокольном исследовательском судне «Агульяс II» (название дано в честь мыса Игольный). Автоматические подводные аппараты и беспилотные самолеты помогут в этих поисках.

 

Научное судно «Агульяс II» в Кейптауне

Есть у экспедиции и другие задачи, связанные в первую очередь с исследованием антарктических льдов. Особый интерес вызывает гигантский айсберг толщиной до 200 м, массой около 1 трлн. тонн и площадью около 5800  квадратных километров (примерно три Люксембурга), отколовшийся от шельфового ледника Ларсена в июле 2017 года. Этот айсберг известен под кодовым названием A-68. Сейчас он продолжает дрейфовать к северу, преодолев за год 45 километров. Предстоит исследовать причины его появления, а также влияние, которое оно окажет на состояние береговых льдов. Запланированы также биологические исследования в водах моря Уэдделла.

 

Айсберг A-68. Снимок со спутника, сделанный в инфракрасном диапазоне 20 июля 2017 года

Директор Института полярных исследований имени Роберта Скотта в Кембридже и научный руководитель экспедиции Джулиан Доудсвелл (Julian Dowdeswell) сказал Guardian: «Антарктида – это место крайностей. Вы никогда не знаете, какими будут условия. Но если мы находимся так близко к одному из самых знаковых кораблей в полярных исследованиях, мы должны отправиться на его поиски».

Экспедиция должна продлиться 45 дней. За ее новостями можно следить на официальном сайте и в сети Twitter.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.