Легкое дыхание за счет регионов

В столице могут появиться зоны, закрытые для автомобилей с двигателями низких экологических классов. С предложением ограничить движение машин с грязным выхлопом выступил Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Мэрия Москвы поддержала это предложение, пообещав правозащитникам помощь в его реализации.

Выдержки из письма за подписью мэра Москвы Сергея Собянина были опубликованы 28 января на сайте СПЧ. «Правительство Москвы поддерживает Вашу инициативу, готово оказать содействие в решении вопроса по введению в городе Москве зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов в отношении всех транспортных средств, администрируемых средствами фотовидеофиксации, и благодарит Вас за неравнодушное отношение к вопросам улучшения экологии, в том числе в городе Москве», — говорится в сообщении. Проработку данного вопроса градоначальник поручил руководителю департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максиму Ликсутову. Когда именно появятся запретные для неэкологичного транспорта зоны, не уточняется.

Инициатива Совета по правам человека содержит в себе несколько предложений. Правозащитники хотят создать базу данных экологичного транспорта, зарегистрированного в Москве и определить зоны, куда будут пускать только их. Предполагается, что  следить за соблюдением правил и фиксировать нарушения будут системы видеоконтроля. Для этого придётся изменить два государственных стандарта, позволяющих применять дорожные знаки ограничения экологического класса транспортных средств (знак «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и другие).

Напомним, что изменения в ПДД, вводящие новые знакомые знаки, были утверждены ещё в 2017-м и  вступили в силу летом прошлого года.  Табличка «Экологический класс транспортного средства» будет устанавливаться вместе со знаками «Движение механических транспортных средств запрещено», «Движение грузовых автомобилей запрещено», «Движение мотоциклов запрещено», «Поворот запрещен» и некоторыми другими. Полицейские смогут проверять информацию об экологическом классе каждого автомобиля по базе. Инспекторы смогут уточнить ее в свидетельстве о регистрации. Новая редакция уточняет понятия «островок безопасности» и «разделительная полоса», а также вводит новые понятия «гибридный автомобиль» и «электромобиль».

Система опирается на стандарты двигателей евро, введённый Евросоюзом. Это экологические стандарты предельных концентраций вредных веществ в выхлопных газах, под классификацию попадают как бензиновые, так и дизельные двигатели. Самый ранний — Евро-0 — был принят ещё в конце восьмидесятых, последний — Евро-6 — 4 года назад. С каждым новым стандартом предельно допустимые концентрации вредных веществ уменьшаются. Запрет коснётся транспорта классов «0», «1», «2» и «3». Предполагается, что он может стать одним из возможных путей решения проблемы загрязнения воздуха в крупных городах. Вместе с тем, по данным агентства «Автостат» на 1 января 2018 года, которые приводит СПЧ, под ограничения попадает большая часть российских машин. По Москве приводятся данные за 2016-й год, в столице их чуть меньше половины.

Всё это смотрится логично в контексте борьбы Собянина с «вредным» транспортом, и общественным, и личным. С 2012 года в столице появляются платные парковки на городских улицах, за семь лет они вышли за пределы МКАД, а тарифы на эту услугу постоянно повышаются. С 2013 года столичные власти закупают только автобусы с двигателями экологического класса «Евро-5». В перспективе Москва планирует полностью перейти на электрический городской транспорт — начиная с 2021 года в городе будут закупаться только электробусы. Одновременно с этим запущены альтернативные виды транспорта, такие как городской велопрокат и прокат электросамокатов.

Ещё в августе 2017-го замминистра транспорта Николай Асаул говорил о постепенном вводе ограничений в крупных городах, именно начиная с двигателей Евро-3 и более ранних. В декабре того же года вице-мэр Максим Ликсутов заявил, что чтобы избавиться от пробок, нужно сократить количество машин в городе на полмиллиона. Экологи, конечно, тоже поддерживают данное начинание, ссылаясь на европейский опыт и исследование двухлетней давности. Оно показало, что меры по ограничению транспорта с грязным выхлопом могут привести к снижению концентрации диоксида углерода и диоксида азота в воздухе на 22–27%.

Но есть и проблемы. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин в беседе с РБК назвал меру антисоциальной, ведь она ударит прежде всего по небогатым автовладельцам на старых машинах, в частности, по пенсионерам. При этом эксперт признал экологические достижения московского правительства. «В этом плане Москва делает максимум. В столице 5 млн автомобилей, около 30% из них относятся к низшим экологическим классам, — пояснил Блинкин. — Все упирается в то, что владельцами транспорта низших экологических классов являются пенсионеры и люди не самые благополучные. С одной стороны, тут вопрос экологии, с другой — прямые интересы человека, которому нужна машина для, например, поездки в магазин. Это абсолютно небезобидный вопрос».

Могут нововведения сказаться и на автомобильном рынке. Продолжится уже существующая тенденция сокращения рынка подержанных автомобилей и роста новых в столице. Но на ценообразовании это не скажется, считают эксперты. В этом случае весь «вредный» транспорт просто уйдёт в регионы, это и станет последствием очищения столичного воздуха от выхлопных газов.