Старое «Согласие», «Новое единство»

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Латвии провело обыски дома у мэра Риги Нила Ушакова и на его рабочем месте в здании Рижской думы. Они могут быть связаны со скандалом на муниципальном предприятии общественного транспорта Rigas Satiksme. Оппозиция заявила, что начинает повторный сбор подписей для внеочередного заседания, чтобы лишить Ушакова должности. Сам политик подчеркивает, что никаких противоправных действий не совершал и с поста мэра не уйдет.

Ранее сообщалось, что сотрудники Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Латвии (KNAB) задержали Ушакова после обыска и увезли в следственный изолятор, но впоследствии мэр опроверг эти сообщения и заявил, что ему не было предъявлено никаких обвинений. «Могу положа руку на сердце говорить, что моя совесть чиста», заявил политик.

Ушаков родился в семье неграждан, но прошел процедуру натурализации, владеет латышским языком и женат на латышке. В 2005 году Ушакова, на тот момент известного журналиста, единогласно избрали главой партии «Центр согласия» (теперь — просто «Согласие»), годом позже делегировали в парламент. Партия пользуется поддержкой, прежде всего, русскоязычных жителей Латвии. В 2009-м её лидер был избран мэром Риги, в 2013-м и 2017-м полномочия подтвердили.

Но в последние годы критика в адрес Ушакова усиливается. Его одновременно обвиняют и в недостаточном отстаивании прав русскоязычного населения, и в том, что он «работает на Кремль». Ушаков выступал с критикой комиссии, подсчитывающей сумму, которую в Латвии хотят взыскать с России в качестве компенсации за советское время, голосовал на референдуме за признание русского вторым государственным языком, а за общение от лица городского самоуправления в социальных сетях по-русски, политика даже несколько раз штрафовали. Прошлой весной, когда правительство и парламент приняли решение об окончательном переводе школ нацменьшинств на латышский язык, Ушаков отказался поддержать акции протеста — это тоже не у всех встретило понимание.

В конце прошлого года  в Латвии более трех месяцев не могли сформировать правительство. Кризис начался после октябрьских выборов в сейм, когда «Согласие» заняло первое место, набрав почти 20% голосов, но остальные прошедшие партии отказались сотрудничать с победителем. «Впереди у нас всех очень долгий и непростой процесс формирования нового правительства. И очень многое будет зависеть от нашей общей мудрости и выдержки», — заявил тогда Ушаков.

С ноября 2018 года в Латвии расследуют дело о взятках, в получении которых подозревают сотрудников Рижской думы и муниципальной транспортной компании Rigas Satiksme. По версии следствия, предприятия из Чехии и Польши дали взятку в размере 800 тысяч евро за поставку в Ригу почти 200 автобусов и троллейбусов. Оппозиция сразу начала требовать отставки Нила Ушакова, но депутаты думы дважды отказались освобождать его от должности мэра.

В декабре подал в отставку вице-мэр Риги Андрис Америкс. Он заявил, что в ситуации вокруг коррупционного скандала виноватым себя не считает, но принял решение уйти, потому что его репутация испорчена. Тогда Ушаков тоже говорил журналистам, что оставит за собой место градоначальника, а на пост Америкса будет назначен новый кандидат. При этом экс-вице-мэр сохранил мандат депутата Рижской думы, законопроект о роспуске которой появился в том же месяце.

Только недавно с большим трудом назначенный от партии «Новое единство» премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш прокомментировал ситуацию с обысками, назвав её разрушительной. На вопрос, не повлияют ли эти события на позицию правительства по роспуску думы, он затруднился ответить. «Надо понимать, что роспуск Думы имеет большие политические последствия, — сказал Кариньш. — Я рижанин и вижу, что скандалы разрушительны. Какие-то последствия должны быть, но я не знаю, какие».

По мнению депутата Европарламента от Латвии Мирослава Митрофанова теперь существует два варианта развития событий.  По его словам, если обыски — инструмент давления на Ушакова, то он сам покинет пост, заявив о политических преследованиях и невозможности работать в Думе в этих условиях, и пойдёт на выборы в Европарламент. Но если обыски — реальный способ собрать материалы для суда, то это может стоить мэру свободы. «Тогда KNAB идет до конца — пытается посадить Ушакова за коррупцию. Здесь всё будет зависеть от политической воли правительства и умелых действий адвокатов Ушакова, — считает европарламентарий. — При втором варианте возможен его арест до суда, что может тоже привести к формированию новой правящей коалиции без новых выборов».

Хотя Ушаков утверждает, что никаких противоправных действий он не совершал, уже звучат предположения, что коррупционные расследования, аналогичные делу Rigas Satiksme, скоро начнутся на муниципальном предприятии Rigas Namu Parvaldnieks, в Рижском свободном порту.