19 марта 2024, вторник, 06:55
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Геродот и подводная археология

Археологи в Тонисе – Гераклее
Археологи в Тонисе – Гераклее
Christoph Gerigk/Franck Goddio/Hilti Foundation

Оксфордский центр морской археологии издал книгу «Корабль 17: барис из Тониса-Гераклейя», написанную научным сотрудником Центра египтологических исследований РАН Александром Беловым. Книга описывает древнеегипетский корабль, обнаруженный подводными археологами среди «кладбища кораблей» на дне Абукирского залива. Белов обнаружил, что конструкция этого корабля в точности соответствует описанию постройки древними египтянами грузовых кораблей, приведенному во второй книге «Истории» Геродота. О выходе книги сообщает The Guardian.

Геродот описывает постройку египтянами грузовых судов в деталях, свидетельствующих, что во время путешествия по Египту он наблюдал за этим процессом лично:

Грузовые суда египтяне строят из аканфа [на самом деле – акация нильская, Acacia nilotica, названная здесь аканфом ошибочно], который очень похож по виду на киренский лотос. Сок аканфа — это камедь. Из этого аканфа изготовляют брусья локтя в два и складывают их вместе наподобие кирпичей. Эти двухлоктевые брусья скрепляют затем длинными и крепкими деревянными гвоздями. Когда таким образом построят [остов] корабля, то поверх кладут поперечные балки. Ребер вовсе не делают, а пазы законопачивают папирусом. На судне делается только один руль, который проходит насквозь через киль; мачту делают также из аканфа, а паруса из упомянутого выше папируса. Такие суда могут ходить вверх по реке лишь при сильном попутном ветре; их буксируют вдоль берега. Вниз же по течению суда двигаются вот как. Сколачивают из тамарисковых досок плот в виде двери, обтянутый плетенкой из камыша, и затем берут просверленный камень весом в два таланта. Этот плот, привязанный к судну канатом, спускают на воду вперед по течению, а камень на другом канате привязывают сзади. Под напором течения плот быстро движется, увлекая за собой «Барис» (таково название этих судов); камень же, который тащится сзади по дну реки, направляет курс судна. Таких судов у египтян очень много, и некоторые из них грузоподъемностью во много тысяч талантов (II, перевод Г. А. Стратановского).

Употребленное Геродотом слово βᾶρις, видимо, передает египетское br (byr), означающее грузовое судно. Оно употребляется в египетских текстах, начиная с XVIII династии  (1550—1292 годы до н. э.), и относится чаще всего к судам, ходившим по Нилу. Однако есть упоминания и о «барисах», совершавших морские плавания. Обычно на них переводили грузы, но во время войны эти суда использовали для перевозки войск. Последнее упоминание этого термина относится к 125 году до н. э.

Фото: Christoph Gerigk/Franck Goddio/Hilti Foundation

Интересно, что геродотовское слово βᾶρις позже стало использоваться другими античными авторами для обозначения судов и лодок (преимущественно, не греческих, а египетских или персидских) и было заимствовано в латынь, где получило суффикс –ica и в итоге превратилось в barca. Латинское же слово попало во многие европейские языки, дав начало целому семейству названий кораблей, куда входят барк, барка, баркентина, баркас и даже баржа. Кстати, на баржу – крупное речное судно для перевозки грузов – и был больше всего похож египетский барис.

А вот сами египетские барисы были до сих пор известны лишь со слов Геродота. Археологам удавалось найти в Египте только остатки кораблей других типов. Корабль, ставший объектом исследования Александра Белова, был обнаружен экспедицией Европейского института подводной археологии (Париж) в 2010 году во время исследований гавани древнего египетского города Гераклей (Ἡράκλειον), известного также как Тонис (Θῶνίς), второе название, видимо, представляет собой греческую передачу египетского слова, обозначавшего озера в дельте Нила. Гераклей – Тонис находился на морском побережье, возле Канопского (Гераклейского) рукава нильской дельты, и был значимым торговым центром. Сейчас этот рукав давно исчез, а руины города из-за изменения береговой линии находятся на дне залива примерно в 6,5 километрах от берега на глубине в несколько метров.

Археологи обследовали около 110 квадратных километров залива и смогли установить границы города, гавани и многочисленных каналов, по которым суда могли добраться до основного русла Нила и проследовать вверх по реке. На дне были обнаружены 64 древних корабля и около 700 якорей. Именно якоря позволили хорошо датировать находки. Как по типу самих якорей, так и при помощи радиоуглеродного датирования их деревянных деталей было установлено, что большая часть кораблей относится к середине VI – концу IV века до н. э. Нильские отложения сослужили хорошую службу археологам. Благодаря толстому слою серой глины, принесенному рекой, деревянные части кораблей и якорей были изолированы от доступа воздуха и живых организмов, что обеспечило высокую степень сохранности.

Исследователи заметили, что на большинстве кораблей нет следов груза или каких-либо вещей экипажа. А многие корабли были закреплены на дне при помощи специально вбитых деревянных свай. То есть они были затоплены в данном месте намеренно.

У ученых есть две гипотезы, объясняющих создание такого «кладбища кораблей». По одной из них, старые корабли египтяне использовали как основу для расширения территории города (много позже в XIX веке целый район Сан-Франциско возникнет таким же образом, на затопленных на дне гавани кораблях). По другой гипотезе, затопленные корабли должны были помешать пройти в гавань и далее к Нилу кораблям противника.

Корабль 17 стал самым крупным из числа обнаруженных в Тонисе–Гераклее. Длина его составляла 27–28 метров, ширина – около 8 метров, осадка – 1,6 метра, водоизмещение – около 150 тонн, а грузоподъемность – 112 тонн.  С описанием Геродота совпадают его ключевые характеристики - от породы древесины, «поперечных балок» (в современной терминологии – сквозные бимсы) до руля, проходящего сквозь киль.

Примечательно, что древесина этого корабля не была повреждена корабельным червем (Teredo navalis) – моллюском, ходы которого находят в деревянных частях множества античных кораблей. Поскольку корабельный червь способен жить при солености от 7 до 35 промилле, можно сделать вывод, что корабль никогда не выходил в море. По предположению Александра Белова, этот корабль, как и прочие барисы, использовался для доставки товаров с больших морских кораблей, неспособных из-за своей осадки войти в гавань Тониса–Гераклея, а также для дальнейшей перевозки этих товаров вверх по Нилу.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.