Продолжается анонсированная ранее серия отставок губернаторов. Вслед за губернатором Мурманской области Мариной Ковтун и губернатором Челябинской области Борисом Дубровским заявление об отставке подал губернатор Республики Алтай Александр Бердников. Временно исполняющим обязанности губернатора Калмыкии вместо подавшего в отставку Алексея Орлова назначен Бату Хасиков.
Своим мнением о перестановках в губернаторском корпусе с «Полит.ру» поделился политолог Александр Владимирович Кынев.

Смена губернаторов пачками идет уже давно, этот стиль сложился не сегодня. Отчасти это, думаю, связано с особенностями работы аппарата, готовить документы одним пакетом проще. Кроме того, это, видимо, воспринимается как эффективная технология с точки зрения пиара, когда целый ряд кадровых назначений, идущий в таком пакетном виде, воспринимается общественностью как обновление власти. Мол, смотрите, здесь поменяли, там поменяли, власть-то меняется, неэффективных управленцев увольняют. Идет расчет на пиар-эффект темы обновления и перемен. Под эти темы как раз и проводят выборы новых глав субъектов.
Список регионов озвучен, он в принципе ожидаем и понятен. При этом можно говорить о совокупности причин. У большинства проблемы с рейтингами. Почти все, кого сейчас увольняют, это люди с теми или иными большими сложностями. Например, если говорить о господине Бердникове в Республике Алтай, бывшем местном министре внутренних дел, это вообще чудо, что он столько лет просидел на своем посту. Поскольку он никогда не пользовался популярностью, был довольно неуклюжим главой с большими конфликтами с местной общественностью, с ним связаны громкие скандалы. Предыдущие выборы прошли на грани фола, многие были убеждены, что должен быть второй тур, он едва-едва преодолел планку в пятьдесят процентов. И многие считали, что во втором туре победил бы его конкурент, господин Петров. Поэтому Бердников – это такой губернатор, которого надо было менять уже давным-давно.

Господин Дубровский изначально, на мой взгляд, не был политиком. И политиком не стал. Его пересадили из кресла генерального директора в кресло губернатора. При этом человек никогда в жизни не занимался публичной политикой. Политической команды у него так и не сложилось. Получился такой своеобразный гибрид, который никакой собственной политики не проводил, пытался реализовывать все команды из Москвы, критически их не осмысливая. Что в общем получилось не очень хорошо, любые капризы центра тут же реализовывались в регионе без всякой скидки на особенности местности и осмысления, нужны они или нет. Челябинск, например, первым отменил выборы в Городскую думу, заменил их выборами в райсоветы. Город фактически обезглавили, мэра поставили из Магнитогорска, что никому понравиться не могло. Сейчас в городе отсутствует нормальная городская дума. Там есть районные советы, которые непонятно чем занимаются. Они делегируют представителей на городской уровень. Предельно сложная, крайне запутанная система, которая изначально была таким авантюрным прожектом. И все нормальные регионы от нее как могли отказывались, а Челябинск на все согласился и первым ее ввел. Вообще не понимая последствий, главное было отчитаться, что мы делаем все, что от нас просят из Москвы.
У многих губернаторов из этой волны увольнений проблемы с силовиками. Не у них лично, но у членов их команд. Такая ситуация и в Мурманской области, и в Республике Алтай, и в Оренбурге, где не так давно уже бывший глава города был арестован по делу о коррупции. Эти причины дополняют друг друга, но в любом случае все эти губернаторы слабые. При нынешних протестных настроениях эти регионы становятся проблемными, и центру кажется, что лучше выпустить новых кандидатов. Без антирейтинга, как им кажется. Про которых будут рассказывать, что вот, молодой прогрессивный кандидат, новые перемены, новая жизнь.

Хотя сам предварительный список назначенцев не вполне укладывается в эту логику. Так, например, в связи с Мурманском упоминается господин Албин, ранее носивший фамилию Слюняев. Но господин Албин – это человек, мягко говоря, скандальный. Когда появляется губернатор из ниоткуда, у которого нет никакой политической истории, можно придумать про него какие-то сказки. Какие сказки можно придумать про господина Албина? Он с треском вылетел из Костромы, население которой выходило от радости пускать фейерверки, когда его уволили. Потом он некоторое время руководил министерством, которое после него ликвидировали. А потом он поработал в Санкт-Петербурге, и тоже ничем хорошим не запомнился, кроме рассказов про то, что крышу стадиона испортили бакланы. Такой чиновник, который завалил все, что можно завалить, и с чьим именем связаны многочисленные скандалы, не выглядит как лучший вариант назначения для Мурманска – региона с очень сложной социальной обстановкой. Не знаю, чем надо думать, чтобы считать, что люди все это проглотят и будут за этого товарища голосовать. Мне кажется, что это неуважение по отношению к муромчанам.
В целом тренд понятен. Но в рамках этого тренда интересы регионов снова игнорируются. За редким исключением новые назначенцы – это варяги. То есть люди, никакого отношения к этим регионам не имеющие. Нужны люди, которые слепо будут исполнять команды из Москвы. За последние два с половиной года губернаторы из публичных политиков превратились в «менеджеров в командировке». Менеджеризация губернаторов продолжается.
Эффект от таких действий весьма краткосрочен. Мы это видим по назначениям октября. Человек начинает руководить, и люди месяц-два ждут позитивных изменений, вдруг будет лучше. Потом смотрят на конкретные действия, и это уже, мягко говоря, не всем нравится. В некоторых регионах, попавших в волну кадровых перестановок осенью, уже пошел негатив. Люди смотрят несколько месяцев и понимают, что никаких перемен к лучшему не происходит.

Поэтому в нынешних условиях эти новые ожидания – очень скоропортящийся товар. Что делать дальше, менять губернаторов каждый год? Ну это уже совсем бардак. На мой взгляд, эта технология слишком краткосрочная и стратегически опасная. Так как эффект получается на довольно короткий период, а риски при этом достаточно высоки. Губернаторы меняются по всей стране, и в итоге получается, что административный ресурс и вертикальная взаимосвязанность разрушаются. Приходит новый чиновник, пока он выстроит новую систему, пока договорится со всеми ключевыми фигурами. Понятное дело, что система в таких условиях начинает разбалтываться на местах. Поэтому идея и цель этой технологии понятны, но побочные эффекты, на мой взгляд, будут высоки. И они уже реализуются, мы это уже видели на выборах 2018.