ВЭБ.РФ может приобрести более чем блокирующий пакет «Мостотреста» Аркадия Ротенберга, а также значительную долю в ГК 1520 Алексея Крапивина. После сообщений о планах госкорпорации заключить сделку, акции «Мостотреста» начали расти. Если она состоится, ВЭБ.РФ станет серьезным участником рынка инфраструктурного строительства.
«Мостотрест», известный, прежде всего, строительством Крымского моста, также строит автодороги. О том, что сделку инициировал лично бывший первый вице-премьер правительства, а ныне глава «Внешэкономбанка» Игорь Шувалов, сообщили «Ведомости». Она позволит корпорации стать вторым по величине или даже крупнейшим акционером компании. Кроме того, значительную долю структура может приобрести в ГК «1520» — крупнейшем строительном подрядчике РЖД. Таким образом, произойдет объединение строительных мощностей и финансовых ресурсов.
Участник проработки сделок говорит, что в зависимости от активов, которые войдут в сделку, ВЭБ может заплатить за доли в обоих строителях от 30 млрд до 130 млрд рублей. В каждой компании ВЭБ планирует выкупить от 30 до 49%. Объявить о сделках могут уже на Петербургском международном экономическом форуме.
На фоне этих сообщений акции «Мостотреста» выросли более чем на 7%. На пике роста котировок стоимость бумаг выросла до 103,5 руб. за штуку, что примерно на 7,1% выше уровня закрытия предыдущих торгов. К 11:10 по Москве стоимость акций составляла 101,15 руб. (+4,66%).
Напомним, по итогам 2018 года ВЭБ.РФ в очередной раз оказался убыточным. При этом ему удалось сократить размер убытков почти на 40% по сравнению с 2017 годом, но их размер остается внушительным — 176 млрд руб. Потери госкорпорации связаны в основном с переоценкой кредитов, а также высокими операционными расходами.
«Статус ВЭБа подразумевает, что часть тех инвестиций, которые он делает, направлены не на получение прибыли на каком-то оперативном горизонте, а на преследование тех или иных, достаточно часто государственных интересов. Скорее всего, в подобных сделках не стоит искать какой-то экономический смысл в принципе», — считает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов.
Между тем, контракт на строительство Крымского моста у «Мостотреста» уже заканчивается, новых крупных заказов нет, а восемь долгосрочных контрактов на содержание дорог планируется передать другим структурам. Но из этого не стоит делать спешных выводов, считают эксперты.
«Инвестиционная программа в области транспорта Москвы такая же, как у РЖД на всю страну, она большая, — поясняет профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов. — В конце 2019-го — в 2020 году появятся Московские центральные диаметры, эти диаметры потребуют много мостов. С этой точки зрения я всегда могу представить, как написать хороший проект, что покупка таких активов, как «Мостотрест», это просто обалденный инвестиционный проект, все будет в сахарной пудре и вообще отлично».