15 октября 2019, вторник, 16:28
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 апреля 2019, 16:50

Возвращение транспортного планирования

Город будущего
Город будущего
/ pixabay.com

1. Ресурс «Полит.ру» для меня знаковый. Здесь я впервые стал публиковать тексты научно-популярного жанра в стиле журнала Nature, то есть тексты почти профессиональные, но без узкоспециальных (неизбежно занудных!) деталей. Здесь же, я опубликовал один из своих самых удачных комментированных переводов из зарубежной классики. В  знаменитом когда-то клубе «Билингва», существовавшем в зоне тяготения «Полит.ру», я прочитал, наверное, одну из своих самых удачных лекций «Этиология и патогенез московских пробок».

Согласно классическому научно-популярному апокрифу, всякая значимая идея проходит три стадии: начинается как ересь, постепенно превращается в общее место и заканчивает жизнь в качестве предрассудка. Апокриф ведет свое благородное происхождение от «дарвиновской лекции» Томаса Генри Гексли, опубликованной в 1880 году в журнале NatureI, и, соответственно,  не имеет ни малейшего отношения к «законным интересам» московских автомобилистов, ущемленным ликвидацией  режима  Free Parking, устройством широких тротуаров (на которых нельзя парковаться даже ночью) и выделенных полос для общественного транспорта (на которые нельзя выезжать даже на Пасху).

 
Новые правила парковки / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Любое сходство с реальными событиями является, как и положено, случайным. Более того, Mania Grandiosa — явно не та патология, которая угрожает моему здоровью. Тем не менее, хочется верить, что мои публикации и публичные выступления 1990-2010 гг. оказали определенное влияние на формирование актуальной повестки московской транспортной политики и её многочисленные практические последствия, наблюдаемые и осязаемые столичными жителями.   

2. При всем при том в арсенале науки Urban Transportation Planning осталось немало практически значимых идей, которые всё еще кажутся ересью, или, во всяком случае, пребывают в статусе очень далеком от общего места. Еще сложнее обстоит дело со сферой эффективного применения каждой из этих идей: в каких-то планировочных или институциональных условиях «ересь» навсегда остается ересью; в каких-то — та же «ересь» немедленно становится общим местом из разряда «а что, разве возможно как-то по-другому?».

Физик может буквально на пальцах объяснить IT-инженеру пределы возможностей компьютерной техники сколь угодно далекого будущего. Для этого ему будет достаточно предъявить несложную формулу, содержащую физические константы типа скорости света в вакууме и постоянной Планка. Нечто подобное должен уметь делать транспортный планировщик в своём диалоге с инженерами, архитекторами, городскими начальниками.

Понятное дело, что урбанистические константы, скажем так, не совсем константы: они меняются со временем, и сильно зависят от инвестиционных возможностей города. Понятное дело, что наши формулы не такие изящные и знаменитые как

 

Но, во всех случаях, преимущество профессионала над урбанистом-любителем заключается, в том числе, в знании некоторых формул, а не одних только красивых вербальных конструкций. И разумеется, в понимании смысла и сферы применения каждой из них. Кстати говоря, в нашем скромном арсенале есть, по крайней мере, одна вполне изящная формула:

 

где LAS — доля дорог и улиц в застроенной территории города, POP — количество жителей на 1 га то же территории, ML — количество автомобилей на 1000 жителей. По этой формуле рассчитывают количество квадратных метров асфальта общего пользования, приходящихся на «душу» одного автомобиля.

Словом, у нашей науки есть обширная «матчасть», которую необходимо выучить, хотя бы для того, чтобы не нарушать 55-ю аксиому Козьмы ПрутковаII.

Познания в любых смежных дисциплинах (транспортно-технических, архитектурно-градостроительных, экономических, инженерно-математических…) здесь чрезвычайно полезны. Они подчас императивно необходимы, но, увы, абсолютно недостаточны.

Так или иначе, после длительных размышлений и при поддержке наших коллег по Университету мы, то есть молодая команда Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, плюс — не очень молодой автор читаемого вами текста, открываем магистерскую программу «Транспортного планирования».  Мне отведена представительская роль Научного руководителя программы, моей молодой коллеге и постоянному соавтору Елене  Кончевой — сугубо содержательная и ответственная позиция Академического руководителя.

В силу сказанного выше, мне захотелось рассказать об этой программе именно на «Полит.ру».

3. Предлагаемая нами программа имеет ряд принципиальных отличий от программ с теми же (или близкими по смыслу) названиями, ранее отрытых в других отечественных учебных заведениях. Нас связывают давние дружеские и деловые отношение с большинством университетов, располагающим компетенциями транспортного, строительного и градостроительного профиля. Так что, мы совершенно не хотим, да и никогда не станем рассуждать о том, что, мол, наша программа — очень хороша, а все прочие — не очень.  Одно, в чем мы уверены, так это в том, что наша программа «отлична от других».  

 
Вечерние пробки на дорогах Москвы / АГН "Москва" / фото: Авилов Александр

Ключевые позиции нашей программы базируются:

— на детальном критическом осмыслении российского интеллектуального багажа, прежде всего его «авангардной части», накопленного в первой половине XX века трудами Г.Д.Дубелира, Г.В.Шелейховского, А.Х.Зильберталя, А.А.Полякова и других наших замечательных предшественников; .

— на столь же детальном, и столь же критическом  осмыслении новейшего зарубежного опыта и новейших зарубежных исследований в сфере Urban Transportation Planning;

— на исследованиях и разработках Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭIII, проведенных в текущем десятилетии, а также на актуальных научно-практических достижениях наших российских коллег по ремеслу.

В частности, в нашей программе впервые отражены позиции, привычные для зарубежных программ-аналогов, но, скажем так, не вполне вписанные в отечественное градостроительное и транспортное образование. Чтобы не быть голословным назову некоторые из них.

● Смена парадигм городской мобильности: от архаической Mobility 1.0   к Mobility 2.0 («мобильности Паскаля»), далее — к Mobility 3.0 («мобильности Форда») и новейшей парадигме Mobility 4.0 или “Digital Age Transportation”;  трансформации планировочной структуры городов по ходу исторического процесса смены парадигм городской мобильности.

● Мировой тренд к Mobility 4.0. Этот тренд связан с кругом идей, первой из которых я бы назвал “Right-of-Way”: комфорт пешеходных передвижений важнее удобства автомобильных поездок; общественный транспорт (прежде всего, интегрированные рельсовые системы) — краеугольный камень организации жизни города.  

Поскольку синонимом Mobility 4.0 является “Digital Age Transportation”, в этом круге идей принципиально важную роль играет принцип “Information Everywhere”.  Он подразумевает формирование развитого интерфейса «горожанин — традиционные/новые транспортные сервисы» на базе различного рода IT-инструментов, который обеспечивает индивидуализацию пользования общественным транспортом и,  одновременно,  проникновение в транспортную сферу идей “Sharing Economy”, то есть кооперированного использования автомобилей.

 
Система использования автомобилей / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

С этими процессами непосредственно связано продвижение идеи “MaaS” (Mobility-as-a-Service): мобильность обеспечивается  совокупностью городских сервисов, но не собственным имуществом горожанина.  

●  Экспансия SAEVs (Shared Autonomous Electric Vehicles), то есть электромобилей, обладающей функцией беспилотного   вождения и предназначенных для продажи в компании каршеринга. Этот процесс    уверенно прогнозируется ведущими консалтинговыми компаниями, так, согласно прогнозу BCGIV автомобили типа SAEV займут до 1/3 всего рынка продаж автомобилей уже к 2035 году.

Каждая из букв в аббревиатуре SAEV требует отдельного комментария. Наименее бесспорной является буква “E”: экологические преимущества электромобилей представляются в настоящее время далеко не очевидными, если производить комплексную оценку по цепочке «производство электроэнергии — эксплуатация транспортных средств — утилизация элементов питания». Буква “A” (autonomous driving) используется здесь исключительно в части первой подачи транспортного средства клиенту, но вовсе не в качестве знака замены биологического водителя на электронного на всем протяжении поездки.   Наконец, буква “S”   напоминает об ожидаемом доминировании формата кооперированного использования транспортных средств, который в обозримой перспективе  заменит формат индивидуального владения автомобилем.

●    В пользу понижательного тренда автомобилизации будет работать еще один необъемлемый элемент “Mobility 4.0”, называемый “Road Pricing”. Популярные сегодня модели платежей и сборов за пользование улично-дорожной сетью построены на трудах выдающихся ученых XX века — экономистов и транспортников.  Здесь ключевая роль принадлежит Нобелевскому лауреату  по экономике Уильяму Викри (William  Spencer Vickrey), Алану Уолтерсу (Sir Alan Arthur Walters), главному экономическому советнику правительства Маргарет Тэтчер, и ведущему английскому ученому-транспортнику XX века Робену Смиду (Reuben Jacob Smeed). Викри придумал так называемые  “Vickrey Tolls”, которые переходят из разряда экономико-математических  изысков в повседневную городскую практику по мере наступления Digital Age; в Сингапуре они уж работают.  Уолтерс  выдвинул революционный  тезис  “… economic welfare would be increased if road use, perceived as a “'free” good, were charged for…”, противоречащий всему тому, что до сих пор пишется в учебниках по экономике по поводу автомобильных дорог. Смид был автором  знаменитого доклада “Road Pricing: The Economic and Technical Possibilities (Smeed’s Report)”.  Очевидцы свидетельствуют, что самый высокопоставленный читатель доклада Смида, премьер-министр Алекс Дуглас-Хьюм перед своим уходом в отставку сделал следующую запись на титульном листе этого доклада: “let us take a vow that if we are re-elected we will never again set up a study like this one”V.

Продолжу перечисление базовых позиций нашей программы...

● Гармония или дисгармония  форматов планировочной структуры городов (Transit Oriented Development, Car Oriented Development, «смешанные стратегии» застройки…) и форматов мобильности городских жителей (Transit Oriented Mobility, Car Oriented Mobility, «смешанные стратегии» мобильности …).

 
Многоэтажка в Москве / mskagency.ru

Спальные районы российских городов наглядно демонстрируют практические  последствия радикальной дисгармонии между Transit Oriented Development и Car Oriented Mobility в их самых упертых постсоветских вариантах.  

К этой же теме примыкает позиция “Car Free Development” (или же “Car Free Housing”) и, соответственно, рассказ  о том, почему доступное городское жилье невозможно устроить иным образом.

● Баланс спроса-предложения на ресурсы улично-дорожной сети города и взаимосвязи этого баланса (или же дисбаланса) с пространством для резидентного размещения автомобилей и межмодальным расщеплением спроса на перевозки (Modal Split). Одна из формул на эту тему была приведена выше по тексту.

Идеи гармонии (или дисгармонии)  форматов,  баланса (или дисбаланса) спроса-предложения в принципе невозможно усвоить, и тем более применять на практике без овладения надлежащим аналитическим аппаратом, попросту говоря, без тщательного изучения той самой матчасти.   

● Основы теории транспортного потока, которая базируется на трудах выдающихся ученых середины XX века — физиков и математиков. В их числе были Нобелевский лауреат Илья Пригожин; сэр Джеймс Лайтхилл (Sir James Lighthill) — главный теоретик проекта Concorde; Роберт Херман (Robert Herman) — знаменитый астрофизик, измеривший температуру реликтового излучения «Большого взрыва»; Денос  Газис (Denos C. Gazis) — многолетний руководитель транспортных проектов компании IBM, автор концепции и термина Intelligent Transportation System (ITS), выдающийся ученый в области IT,  Operational Research, истории греческой философии, etc.

Разумеется, в наше время можно купить лицензионный ключ от программных комплексов для транспортного моделирования,  изучить инструкцию  пользователя и моделировать все, что понадобится впредь. Владение современными «покупными» инструментами моделирования — условие сугубо необходимое, беда только в том, что и сугубо недостаточное.  Здесь опять-таки не обойтись без тщательного изучения матчасти.   

● Институциональные основы безопасности дорожного движения. Согласно отечественной традиции, главными специалистами в этой сфере всегда считались старшие должностные лица ГАИ, при этом круг идей редко выходил за  пределы суждения лермонтовского штабс-капитанаVI.

На самом деле, эта очень серьезная наука с твердым академическим основанием. Базовая категория этой науки — “Value of Statistical Life” была введена Нобелевским лауреатом  по экономике Томасом Кросби Шеллингом (Thomas Crombie Schelling) в его знаменитой статье “The Life You Save May Be Your Own”. Ключевую роль в анализе смертности на дорогах до настоящего времени играет не менее знаменитый “Smeed’s Law”, сформулированный в статье "Some statistical aspects of road safety research" упомянутого выше английского классика Робена Смида.  

 
Последствия аварии в Москве / АГН "Москва" / фото: Воронин Денис

●  Модели транспортного поведения и управления спросом, построенные исходя из обобщенной  цены поездки (General Cost of Travel), интегрирующей непосредственные расходы (Out of Pocket Price) и цену времени горожанина (Value of Time). Все эти модели имеют огромное практическое значение, и не менее «благородное» академическое происхождение.

●  Меню наиболее действенный рецептов, преодоление недуга под названием Car Dependency.  Венский  рецепт — Car Free Development. Токийский рецепт — регистрация автомобиля только по факту наличия у автовладельца законного места для ночлега (говоря по-ученому, для резидентного размещения) своего транспортного средства. Лондонский (Стокгольмский, Миланский…) рецепт — платный   въезд (говоря по-ученому, Congestion Charging).

Наконец, самый радикальный Сингапурский рецепт. Во-первых, это тотальный E-road pricing, то есть Pay-per-Mile Driving или платежи за каждый километр пробега, взимаемые по дифференцированным ставкам. Во-вторых, это Vehicle Quota System, то есть покупка автомобиля в салоне исключительно на условиях наличия ваучера. Количество ваучеров (то есть новых автомобилей в городе) определяется исходя из количество старых автомобилей, подлежащих списанию по местным экологическим правилам; ваучеры приобретаются на открытом городском аукционе.

И это далеко не полный перечень…

4. Сказанное выше вовсе не значит, что мы намерены сделать акценты на истории и продвинутых главах теории транспортного планирования, то есть, по существу дела, готовить своих магистров к возможному продолжению ученой карьеры в качестве соискателей степени PhD в хороших зарубежных университетах.

Буду только рад, если кто-то из наших магистрантов предпочтет такую карьеру. Однако мы прекрасно понимаем, что большинство из магистрантов станут транспортными планировщиками-практиками.  И, как мы надеемся, востребованными.  

Соответственно, на базе качественного академического бэкграунда мы будем учить их сугубо практическим вопросам. Например, принципам и технологиям управления транспортным спросом. В русле современных городских трендов мы будем уделять  пристальное внимание развитию систем общественного транспорта с надлежащими техническим характеристиками и адекватным уровнем Right-of-Way, «уберизированным» таксомоторным услугам и Car Sharing. В том же русле, мы детально разберем вопрос развития, пешеходной среды, инфраструктуры и организации велосипедных и иных не моторизированных сообщений.

 
Презентация оператора каршеринга  / АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

Разумеется, наши магистры получат должную подготовку по вопросам сбалансированного развития улично-дорожной сети (в частности, каждый из них будет твердо знать, почему нормальная УДС должна иметь два контура!), организации дорожного движения, резидентного размещения и парковки автомобилей и т.п.

Наша программа включает большую порцию практико-ориентированных курсов и все современные форматы решения практических задач, разбора профессиональных кейсов и выполнении самостоятельных проектов.  

5. Мы привлекаем к образовательному процессу сотрудников нашего факультета и организаций - партнеров, задействованных в разработке и реализации транспортных проектов Москвы. Магистранты получат возможность проходить практику в таких организациях, как Центр организации дорожного движения (ЦОДД), Московский метрополитен, МОСТРАНСПРОЕКТ, Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) и других.

Для транспортного планировщика необходимо всегда быть в курсе актуальной (и профессионально выверенной!) информации о  зарубежных транспортных проектах, с учетом их реальных достижений, институциональной, урбанистической  и инженерной специфики, узких мест и возможных ошибок. С этой целью мы привлекаем ведущих мировых практиков, которые в ходе гостевых визитов будут проводить как традиционные лекции, так и воркшопы и мастер-классы.   

6. Принципиально важно подчеркнуть, новая магистерская программа реализуется в рамках Высшей школы урбанистики имени А.А.Высоковского, входящей в состав Факультета городского и регионального развития. Тем самым, наши магистранты будут становиться урбанистами в полном и точном смысле этого слова. Напомню, что словарь “Merriam-Webster” трактует понятие урбанист вполне однозначно: “Definition of urbanist: a specialist in city planning“.  Более того, наши магистранты с первых же дней учебы будут «вариться в одном котле» со своими будущими партнерами по ремеслу городского планирования, которые  учатся  у нас на факультете по программам «Управление пространственным развитием городов» и «Прототипирование городов будущего».  

Не говорю уже о том, что учеба в стенах Высшей школы экономики дает уникальную возможность найти, не выходя  из этих стен, компетентных собеседников по любым вопросам: от истории римских акведуков до ГИС-технологий, и от ГЧП-проектов  до   общественных инструментов городской организации  в духе Макса Вебера и Георга Зиммеля…

7. Всех тех, кому этот текст был интересен, мы приглашаем на День открытых дверей, который пройдет в субботу 27 апреля 2019 году в Шухов Лаб (Мясницкая улица, 10).

Замечу, что место нашей встречи связано с именем великого русского инженера и ученого Владимира Георгиевича Шухова. В числе его творческих  достижений инновационные решения для инфраструктуры железнодорожного транспорта (дебаркадер Киевского вокзала), и столь же инновационные решения в части коммуникационной инфраструктуры (Шуховская телебашня).

Регистрируйтесь и приходите!

 

I “History warns us, however, that it is the customary fate of new truths to begin as heresies and to end as superstitions; and, as matters now stand, it is hardly rash to anticipate that, in another twenty years, the new generation, educated under the influences of the present day, will be in danger of accepting the main doctrines of the Origin of Species with as little reflection, and it may be with as little justification, as so many of our contemporaries, twenty years ago, rejected them”. “The Coming of Age of the Origin of Species” by T. H. Huxley. 1880 May 6, “Nature”: A Weekly Illustrated Journal of Science, Volume 22.

II «…не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?». 55-й афоризм книги «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы» (1884 г.) Козьмы Пруткова.

III С 2018 года Институт экономики транспорта и транспортной политики входит в состав Факультета городского и регионального разщвития.

IV The Reimagined Car. Shared, Autonomous, and Electric December. BCG’s report, December, 2017.

V Stephen Glaister (2014). The Smeed Report at Fifty: will road pricing always be ten years way? Smeed Memorial Lecture.

VI «Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства». М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (1838—1840).

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

15:53 Жители острова Ольхон на Байкале решили спрятать от недоброжелателей бюст Путина. И сами его сломали
15:29 Китай и Непал вновь измерят высоту Эвереста
14:11 Роспотребнадзор: 1,4 млн человек в год умирает от немытых рук
14:02 Издание «Момент истины» оштрафовали по статье о фейковых новостях. Это первый приговор по новому закону
14:00 Тающий ледник позволил найти потерянную тысячу лет назад стрелу
13:18 РАНХиГС: треть россиян заняты на теневом рынке труда
13:10 Кирилл Серебренников получил французский Орден искусств и литературы
12:38 Полиция задержала еще одного фигуранта «московского дела»
12:00 На древнем осколке горшка найдено изображение японской шаманки
11:35 Российские университеты вошли в топ-3 лучших вузов Восточной Европы
11:09 Рэпер Баста купил футбольный клуб СКА из Ростова-на-Дону
11:00 Желтые гипергиганты меняют свою температуру на тысячи градусов за несколько десятилетий
10:44 Криштиану Роналду забил 700-й гол в карьере
10:32 В Москве полиция завела дело о мошенничестве на 1 млрд рублей. Подозреваемые трейдеры вместо сделок выводили деньги за границу
10:00 Новый метод поможет иммунной системе разыскивать опухолевые клетки
09:51 В Дагестане два человека заболели сибирской язвой
09:05 Силовики пришли c обысками к сторонникам Навального в 30 регионах России
08:27 В Сан-Франциско похищена гравюра Сальвадора Дали
08:05 Чеченский министр назвал «фейками» сообщения о «чистке» в ближнем круге Кадырова
07:39 В Японии число погибших в результате тайфуна достигло 66 человек
06:57 Борис Моисеев получает пенсию в 50 тыс. рублей. Его директор назвал деньги небольшими
06:11 Россияне оказались на месте столкновения протестующих и полиции в Каталонии
05:44 Женщина погибла при обрушении дома в Приморье. Предварительная причина – взрыв водонагревателя
05:21 Два автора получили Букеровскую премию в обход правил
14.10 19:28 «Новая газета»: Рамзан Кадыров проводит «зачистку ближайшего круга»
14.10 18:18 Мосгорсуд оставил без изменений приговор по «дадинской» статье Константину Котову
14.10 17:25 Режиссер «Джокера» рассказал, что танцевальной сцены Флека не было в сценарии
14.10 16:39 Экоактивистку, которая боролась против мусорного полигона на Шиесе, обвинили в распространении порнографии. В ее доме провели обыски
14.10 15:55 Правоохранители задержали четырех новых фигурантов «московского дела». Еще двое подозреваемых скрываются
14.10 15:49 Ирландец перед смертью записал аудио, чтобы разыграть близких на своих похоронах
14.10 15:00 C 2007 года заболеваемость раком в мире выросла на треть
14.10 14:49 В Астрахани на троих полицейских завели уголовное дело. Их обвиняют в фальсификации дела о наркопритоне
14.10 14:28 12 каталонских лидеров получили от 9 до 13 лет по делу о независимости Каталонии. В Барселоне начались протесты
14.10 14:25 В Екатеринбурге храм Святой Екатерины построят на месте бывшего завода. В опросе приняли участие 100 тыс. горожан
14.10 13:24 Лауреатами Нобелевской премии по экономике стали борцы с бедностью
14.10 13:19 В России отключили аналоговое телевещание – для этого символически нажали на кнопку на МКС
14.10 13:15 В Петербурге после массовой драки на Апраксином дворе полиция задержала 43 нелегальных мигрантов
14.10 13:10 В Томской области задержали экс-полицейского. Он подозревается в серии изнасилований на протяжении 15 лет
14.10 12:02 В Петербурге мужчина ограбил банк на восемь миллионов. На два из них он уже купил BMW и часы
14.10 12:00 Собаки снижают риск смерти от инфаркта и инсульта у своих хозяев
14.10 11:39 В Волгограде общественник организовал платную парковку на месте для инвалидов. Его посадили на четыре года
14.10 11:29 В Башкирии и в Воронеже дешевле всего снимать однокомнатную квартиру
14.10 11:00 Около тысячи средневековых монет найдены в лесу в Дании
14.10 10:20 Президент Израиля попросил Путина помиловать девушку, которую осудили на 7,5 лет за гашиш в багаже
14.10 10:14 В Москве задержали активиста «Декоммунизации» Дэнни Кулинича. Еще к пятерым пришли с обысками по «московскому делу»
14.10 10:04 В Приморье администрация заплатит за каждый пострадавший дом от паводка по 10 тыс. рублей
14.10 10:00 «Геномный иммунитет» был открыт благодаря заражающему коал вирусу
14.10 09:12 «Коммерсант»: суд вынес приговор по делу о хищении 250 млн рублей. Один из подсудимых освобожден в зале суда
14.10 08:38 Число погибших от тайфуна «Хагибис» выросло до 44 человек
14.10 08:05 «Коммерсант»: судья КС РФ усомнился в «репутации» дипломов российских вузов
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.