Прощай, великий город

В Москве умер журналист Сергей Доренко. Ехал, как обычно, на мотоцикле и упал на Николоямской улице — источники прессы утверждают, что отказало сердце, довольно типичная причина смерти у российских мужчин примерно 60 лет.

Про Сергея Доренко теперь будут писать много и разное. За свою карьеру он успел поработать и поссориться, кажется, со всеми в журналистском цеху и всем теперь есть что сказать. Но с чем, пожалуй, согласятся все — так это с тем, что он был удивительно ярким человеком, сам это понимал и пользовался для выстраивания своего образа.

О Сергее Доренко вся страна узнала в конце 1990-х годов, когда он сначала вел программу «Время» на ОРТ (ныне — «Первый канал»), а в сентябре 1999 года, накануне парламентских выборов, каждую неделю начала выходить «Авторская программа Сергея Доренко». Цель телепроекта никто никогда не скрывал, это «телекиллерство» тандема Евгения Примакова и Юрия Лужкова, который тогда, как казалось, находился в шаге от получения контроля над Думой, а затем и над Кремлем.

Сейчас уже никто точно не скажет, почему партия Лужкова так и не смогла победить на выборах в Думу: свою роль сыграли и стратеги из Администрации президента, и работавшие на «Единство» политтехнологи, и, конечно, талант Сергея Доренко.

После того, как политическая судьба страны все-таки была решена, Сергей Доренко, конечно, не мог оставаться на своем месте. Формальный повод для его увольнения — передача от 2 сентября 2000 года, в которой он открыто критиковал Владимира Путина за его реакцию на катастрофу подводной лодки «Курск» и гибель 118 моряков.

Тогда Доренко ушел с телевидения окончательно, но через несколько лет вернулся в радиоэфир. Сначала на «Эхе Москвы», затем в «Русской службе новостей» и радио «Говорит Москва».

Политическую позицию Сергея Доренко описать очень сложно — его приписывали и к оппозиции, и к «лоялистам», но это, в целом, не так важно: он любил дискуссии, был рад, когда его фирменный рык вызвал ярость у оппонентов и умел буквально приковать к себе зрителей, слушателей и читателей. Таким он и запомнится.