Счетная палата предложила создать новый орган подобный Открытому правительству. На данный момент ведомство фиксирует «инерционную открытость» властей, которая не подкрепляется «ни реальными поручениями президента и премьер-министра, ни четко сформулированным общественным запросом на большую открытость».
«Практика правоприменения во многом носит формальный характер, качество процессов обеспечения открытости остается низким. Развитие же такой области, как "открытый диалог" в целом остается на неудовлетворительном уровне, несмотря на определенные успехи десятилетней давности», — говорится в экспертном докладе «Открытость государства в России», который обнародовала СП.
Эксперты уверены, что, не смотря на то, что «пройден большой путь» — прежде всего в плане разработки нормативной базы, в целом в этой сфере пока сохраняется формальный подход. Авторы документа сочли неудовлетворительным и состояние федерального портала открытых данных и заявили о необходимости кардинально обновить его и превратить в «централизованный ресурс по систематизации всех государственных данных, включая данные, не являющиеся открытыми, с указанием причин их недоступности».

Чтобы сломить ситуацию, необходимо создание единого органа, курирующего вопросы открытости и осуществляющего координацию по работам в этой области. «При этом необходимо учесть опыт Открытого правительства, которое ввиду структурных проблем, слабой институциализации и отсутствия серьезных полномочий не смогло достаточно эффективно выполнять роль такого органа», - сообщается в исследовании.
Авторы исследования предлагают включить контроль и аудит за открытостью органов власти в число механизмов парламентского контроля, в том числе через полномочия Счетной палаты РФ. Кроме того, предлагается рассмотреть возможность внедрения практик открытого диалога в работу федерального законодательного собрания, разработать обновленный стандарт открытости органов власти.
Эксперты также предлагают расширить требования по раскрытию информации, публикации открытых данных и ведению открытого диалога на бюджетные учреждения, госкорпорации и иные организации, получающие прямую поддержку из федерального бюджета и бюджетов регионов.

Наиболее высокие результаты министерства и федеральные службы показали по открытости информации. По этому направлению большинство госорганов попало в высшую категорию. Эксперты отметили высокое качество данных Минфина и Казначейства, особенно информацию о федеральном бюджете; МВД наиболее полно раскрывает статистику, ФСИН раскрывает «интересные» наборы вплоть до характеристик осужденных по преступлениям. Минприроды предоставляет гражданам возможность оперативно сообщать об экологических проблемах с помощью сервиса priroda-ok.ru. Минкультуры запустило интерактивную карту объектов культурного наследия, Минкомсвязь, Роснедра, Роспатент предоставляют возможность запросить еще не опубликованные наборы данных, а у МИДа, Росгвардии, Росмолодежи самые популярные страницы в соцсетях.
Больше всего замечаний у экспертов вызвали сайты Минобрнауки и Минпросвещения, где не работает поиск и нет полноценного раздела с открытыми данными. На сайте Минпросвещения нет версии для слабовидящих, а в разделе «деятельность» не работает большинство страниц.

Эксперты Счетной палаты разработали методологию, которая позволяет оценить уровень взаимодействия ведомств и граждан по трем показателям: открытость информации, открытые данные, открытый диалог. Авторы исследования проанализировали работу 22 федеральных министерств и 50 федеральных служб. Результаты рейтинга представлены в таблицах. По каждой категории госструктура получала оценку А, B или С, где A означает высокую степень открытости, B — среднюю, а C — низкую.
«Только четыре российских министерства можно назвать полностью открытыми. Наиболее высокие результаты министерства демонстрируют в открытости информации и данных: по 13 министерств попали в первую категорию. По открытости диалога половина министерств (54%) оказалась во второй категории. Это прогнозируемое распределение: открытость информации и данных более полно регулируются законодательством, в то время как открытый диалог проще имитировать», — говорится в сообщении Счетной палаты.
МВД, Минфин, Минкультуры и Минэнерго РФ возглавили рейтинг открытости госструктур, а Минобрнауки РФ оказалось самым скрытым министерством в правительстве. Доклад об открытости государства должен стать ежегодным. Кроме того, в дальнейшем Счетная палата планирует сформировать не только общий рейтинг открытости органов государственной власти, но также и отраслевые, тематические рейтинги, которые позволят оценивать открытость в отдельных сферах экономики и общественной жизни.