15 октября 2019, вторник, 04:16

07 июня 2019, 19:18

ДНК, белок и гигантские ленивцы

Ленивец
Christian Mehlführer/Wikimedia Commons

В ходе двух независимых исследований ученые при помощи структур древних молекул ДНК и белков построили родословное древо подотряда ленивцев (Folivora), включающее как современные, так и древние виды.

Все современные ленивцы – обитатели Южной Америки, ареалы некоторых видов заходят в Центральную Америку, в древности они были распространены и севернее, вплоть до территории современных США. Всего ленивцев известно более сотни видов, но современных из них всего шесть, четыре относятся к семейству трехпалых ленивцев (Bradypodidae) и два – к семейству двухпалых (Megalonychidae). Самый среди ныне существующих представителей подотряда – двупалый ленивец (Choloepus didactylus) – достигает максимум 70 сантиметров в длину и восьми килограммов веса. Древние ленивцы были значительно крупнее. Первенство по размерам среди них держат представители рода мегатериев (Megatherium), достигавшие шести метров в длину и веса до четырех тонн. Гигантские ленивцы существовали несколько десятков миллионов лет, а вымерли по палеонтологическим меркам совсем недавно, около 8 – 10 тысяч лет назад.

Уточнить взаимоотношения между разными группами ленивцев мог бы помочь анализ древней ДНК, выделяемой из их останков, и для ряда поздно вымерших видов он действительно возможен, но сохранность ДНК ограничена, поэтому, если вид жил слишком давно, узнать структуру его ДНК уже невозможно. Гораздо больший запас прочности имеют молекулы белков. Поэтому вслед за палеогеномикой появилась палеопротеомика, занятая расшифровкой первичной структуры белков древних животных. Как правило, в исследованиях используются коллагены – белки соединительных тканей.

Исследовательская группа Саманты Пресли (Samantha Presslee) из Йоркского университета собрала образцы из сотни с лишним окаменевших останков ленивцев Северной и Южной Америки, и в семнадцати из них удалось выделить образцы коллагена и восстановить аминокислотную последовательность его молекул. Самому старому из этих образцов более 130 тысяч лет. Сравнивая белки между собой, ученые построили возможные генеалогические деревья их обладателей.

Другое исследование проводилось под руководством Фредерика Дельсука (Frédéric Delsuc) из Университета Монпелье во Франции. Ее авторы смогли выделить и проанализировать почти полные последовательности митохондриальной ДНК ленивцев, полученные из десяти окаменелостей возрастом от 10 000 до 45 000 лет. Они тоже построили по полученным данным родословные деревья этой группы животных.

И ДНК, и белки привели к поразительно сходным выводам. Обе группы согласны с тем, что современные трехпалые ленивцы должны быть объединены с родом мегалоникс (Megalonyx), жившим на территории нынешней Северной Америки и вымершими около 15 тысяч лет. А родственниками двупалых ленивцев оказались гигантские милодоны (Mylodontidae). Эта южноамериканская группа оказалась последними представителями гигантских ленивцев и исчезла около 10 тысяч лет назад.

Неожиданным оказалось, что большое количество вымерших видов ленивцев, которые жили на островах Вест-Индии примерно 5000 лет назад, похоже, все произошли от общего предка, который жил около 30 миллионов лет назад. Это означает, что заселение архипелага произошло, скорее всего, только однажды. Данный факт согласует с теорией, согласно которой многие животные достигли островов, пройдя по сухопутному мосту, который появился около 30 миллионов лет назад, а затем был затоплен.

Работу Саманты Пресли и ее коллег опубликовал журнал Nature Ecology & Evolution. Фредерик Дельсук и его группа напечатали свою статью в Current Biology.