19 марта 2024, вторник, 12:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Гены, Сибирь и Америка

Раскопки на Янской стоянке
Елена Павлова

На прошедшей неделе в журнале Nature были опубликованы два крупных исследования, посвященные генетическим свидетельствам расселения людей по Северо-Восточной Азии и Аляске. Их итогом стало уточнение хронологии переселения различных групп людей в этом регионе. В частности, палеогенетики нашли ближайшего предка первых американцев, жившего на Колыме почти десять тысяч назад.

Напомним, что заселение Америки началось благодаря перешейку, существовавшему на месте нынешнего Берингова пролива. Родством коренных американцев с народами Сибири уже давно подтверждено генетическими данными, также о нем свидетельствует родство индейских языков семьи на-дене (навахо, тлинкитский, эякский и некоторые другие) с языками Евразии, входящими в сино-кавказскую маркосемью.

Понятно также, что через Берингов перешеек в Америку успело проникнуть более одной волны мигрантов. Но детали заселения и его точная хронология остаются ясными не до конца. Долгое время предполагалось, что первые переселенцы заняли Берингию чуть более 30 тысяч лет назад, а на юг смогли двинуться 16 тысяч лет назад, но сейчас археологи находят более ранние следы пребывания людей в Америке. Например, при раскопках археологического памятника Го (Gault) в Техасе обнаружены орудия возрастом от 16 до 20 тысяч лет, в возраст орудий из Монте-Верде в Чили составляет около 18 500 лет.

Традиционное представление о заселении Америки

Из свежих палеогенетических исследований первое было проведено под руководством Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета и Лорана Эскофье (Laurent Excoffier) из Бернского университета. Его первыми авторами выступили Мартин Сикора (Martin Sikora) из Копенганского университета, Владимир Питулько (Vladimir V. Pitulko) из отдела палеолита Института истории материальной культуры РАН, Витор Суза (Vitor C. Sousa) из Лиссабонского и Бернского университетов и Мортен Аллентофт (Morten E. Allentoft) из Копенгагенского университета. Помимо сотрудников ИИМК РАН в работе приняли участие ученые целого ряда других российских научных учреждений: Института этнологии и антропологии РАН, Российского государственного гуманитарного университета, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Геологического института РАН, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН и Северо-Восточного государственного университета в Магадане, Института археологии и этнографии СО РАН. Работа российских участников исследования была поддержана грантом Российского научного фонда.

Авторы исследования секвенировали полные геномы 34 человек, живших в Сибири и на Аляски от 31 тысячи до 600 лет назад. Самые древние образцы были получены из молочных зубов, найденных на палеолитической Янской стоянке. Этот археологический памятник – древнейшее свидетельство пребывания людей в Арктике, был открыт лишь в 2001 году в районе поселка золотодобытчиков Северный (Усть-Янский улус Якутии). С тех пор там работает Яно-Индигирская экспедиция ИИМК РАН под руководством Владимира Питулько. Несмотря на слово «стоянка» в названии, археологически памятник на самом деле представляет собой группу из, по меньшей мере, шести отдельных стоянок и геоархеологических объектов примерно одного возраста. Археологи нашли там орудия и украшения, изготовленные из камня, кости шерстистого носорога и бивня мамонта. Костных остатков обитателей Янской стоянки найдено немного – всего три молочных зуба, из двух из них (Yana 1 и Yana 2) удалось получить образцы ядерной ДНК. Еще один образец был взят из фрагмента черепа женщины возрастом 9,8 тысяч лет (Kolyma 1), найденного на обнажении Дуванный яр в низовьях Колыма.

Участок, где были найдены зубы древнего человека, Янская стоянка. Источник: Елена Павлова.

Молочные зубы, найденные на Янской стоянке. Источник: Елена Павлова/Sikora et al // Nature 2019.

Исследователи пришли к выводу, что обитатели Янской стоянки представляют собой неизвестную ранее популяцию людей, отделившуюся от европейской линии около 38 тысяч лет назад и заселившую впоследствии северо-восток Евразии. Эту популяцию предложили называть древним северо-сибирским населением (Ancient North Siberians). «При этом интересно, что в их геноме есть достаточно объемная азиатская примесь – 29%, которая имеет след и в морфологии зубов. Это вполне нормально, ведь разделение главных ветвей произошло незадолго до появления древних северных сибиряков, а также вероятное соседство последних с носителями азиатской версии генома», – добавляет Владимир Питулько. Около 23 тысяч лет назад древнее северо-сибирское население исчезло, возможно, в связи с очередным похолоданием климата.

На смену пришли носители «колымского генома», которые не только заселили Северо-Восточную Азию, но и совершили первое заселение Америки. Наиболее близкими к носителям «колымского генома» среди современных народов оказываются коряки, чукчи и ительмены. К этой группе принадлежит и женщина Kolyma 1. Генетики установили, что примерно две трети ее генома оказываются общими с геномом жителей Северной Америки. «Это самое близкое, что мы когда-либо получали для предков коренных американцев за пределами Америки», – говорит Эске Виллерслев. С ним согласен и Владимир Питулько: «Это первая находка такого рода за пределами США, столь генетически близкая к американским, по сути, недостающее звено в генетической истории коренного населения Америки. В то же время в геноме обеих популяций есть значительный вклад древнего населения Севера Сибири, то есть Янских людей, в качестве унаследованной черты, приобретенной приблизительно в одно и то же время, около 20 тысяч лет назад в эпоху последнего ледникового максимума».

Исходя из скорости появления мутаций, авторы работы установили, что предки жителей Америки откололись от своих сибирских предков около 24 000 лет назад.

Фрагмент черепа человека, найденный на обнажении Дуванный Яр в низовьях реки Колымы. Источник: Елена Павлова.

Наконец, примерно в середине голоцена колымское население было замещено новой миграционной волной, которую авторы работы назвали неосибирским населением. Генетически к нему наиболее близки эвены. Таким образом, в Восточной Сибири за последние 30 тысяч лет произошло не менее трех крупных миграций с полным или почти полным замещением предшествующего населения новоприбывшими. Во всех случаях переселенцы двигались с юга на север.

Три волны миграций на северо-востоке Евразии. Источник: Martin Sikora et al.

Во втором исследовании, проведенном Павлом Флегонтовым из Остравского университета в Чехии, Давидом Райхом (David Reich) из Гарвардской медицинской школы, Стефаном Шниффельсом (Stephan Schiffels) из Института истории человечества Общества Макса Планка в Йене и их коллегами, рассматривались вопросы, связанные с более поздней волной миграции из Азии в Америку. Авторов работы интересовали генетические связи палеоэскимосов, населивших американскую Арктику около 5000 лет назад. Их родство с современными народами, объединяемыми под названием «эскимосы» (они разделяются на инуитскую и юпикскую ветви), а также с родственными в лингвистическом отношении алеутами было неясным.

Исследователи проанализировали 48 древних геномов из останков возрастом от 7 до 30 тысяч лет, найденных как в Северо-Восточной Сибири, так и на Аляске. Затем они сравнили эти ДНК с уже известными геномами разных народов Сибири и Аляски. В результате они установили, что палеоэскимосы смешались в Берингии с потомками предыдущей волны переселенцев. Генетическое наследие палеоэскимосов подтверждается у современных интуитских, юпикских и алеутских народов, а также у носителей языков на-дене.