23 июля 2019, вторник, 06:04
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 июня 2019, 20:01

Найденная картина Делакруа

Филипп Мендес с найденной картиной
Филипп Мендес с найденной картиной
STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images

Во Франции недавно сообщили об обнаружении картины Эжена Делакруа, следы которой были потеряны с 1850 года. Она представляет собой один из предварительных вариантов картины «Алжирские женщины в своих покоях».

Арабский восток и природа Северной Африки заняли важное место в творчестве Делакруа после того, как он в 1832 году отправился в Марокко в составе дипломатической миссии Шарля-Эдгара Морне. Тому предстояло урегулировать с марокканским султаном вопрос о спорных территориях на границе между его страной и Алжиром, который только что был захвачен Францией, а также заручиться обещаниями мирного соседства. Делакруа попал в туда благодаря знакомствам. Во второй половине 1810-х, когда Делакруа учился в мастерской Пьера Герена, он подружился с другим начинающим художником Анри Дюпоншелем, который к 1830-м стал главным художником Парижской оперы. Дюпоншель был знаком с драматической актрисой, выступавшей под псевдонимом мадемуазель Марс. Она была официальной любовницей Морне и замолвила словечко за Делакруа, когда дипломат искал художника, чтобы, как тогда было принято, запечатлеть события своего вояжа.

Дипломатической цели Морне с успехом достиг,  удачной поездка стала и для Делакруа, который написал множество этюдов в североафриканских городах и потом долгие годы обращался к африканской теме в своем творчестве. Всего за время шестимесячного путешествия художник заполнил семь больших альбомов и создал серию из восемнадцати акварелей. Делакруа отправлялся в Африку, рассчитывая сбежать от парижской цивилизации и увидеть более примитивную культуру. Неожиданно арабский быт вызвал у него ассоциации с классической античностью. Очарованный одеяниями местных жителей Делакруа писал: « Греки и римляне здесь, у моих дверей, в арабах, которые завернуты в белое одеяло и похожи на Катона или Брута ... Теперь я знаю, какими они были на самом деле. Рим больше не в Риме». Делакруа убежден, что арабский восток способен дать материал для «двадцати поколений художников».

Но некоторые из набросков ему приходилось делать скрыто. Так как трудно было найти мусульманских женщин, которые согласились бы позировать художнику. Однажды он попытался тайком зарисовать женщин, которые развешивали белье на крыше дома, но те заметили его и пожаловались мужьям.

Успеха Делакруа добился лишь по дороге домой. Он возвращался через Алжир, где познакомился с торговцем, который позволил ему сделать два небольших эскиза в своем доме. Правда, и тут, по мнению специалиста по арабской культуре, художник все равно должен был рисовать женщин на почтительной дистанции через открытую дверь, а сам находился на галерее или во внутреннем дворике дома. Впрочем, некоторым зрителям взгляд одной из изображенных женщин кажется недовольным. Возможно, ее возмутило проникновение постороннего.

Известно, что двух позировавших женщин звали Муни и Зухра Бен Султан. Правда, не сохранилось информации, приходились ли они владельцу дома женами, сестрами, дочерьми или другими родственницами. Муни послужила прообразом сразу двух героинь «Алжирских женщин», с Зухры нарисована сидящая женщина в центре картины.

 

 

Этюды к картине «Алжирские женщины» (1832)

В 1834 году Делакруа завершает первый вариант картины «Алжирские женщины в своих покоях». Он изобразил трех арабских женщин и чернокожую служанку в ярко освещенной роскошно обставленной комнате. Женщины сидят вокруг жаровни и кальяна, служанка, повернувшись спиной к зрителю, отдергивает занавеску. В тот же год Делакруа выставляет «Арабских женщин» в Салоне. Картину приобрел король Луи-Филипп приобрел и передал ее Музею Люксембургского дворца. В 1874 году картина была перенесена в Лувр, где с тех пор находится в постоянной экспозиции.

 

«Алжирские женщины в своих покоях» (1834)

Прошло более десяти лет после создания первой картины, и Делакруа решил написать еще одну работу на ту же тему. Она была закончена в 1849 году. Историки искусства любят рассуждать о том, как время и ностальгия повлияли на создание художником те же образов. Второй вариант «Алжирских женщин» находится в Музее Фабра в Монпелье.

 

«Алжирские женщины в своих покоях» (1847–1849)

«Алжирские женщины» Делакруа стали одним из знаковых произведений европейского ориентализма. Ван Гог и Гоген специально ездили в Монпелье, чтобы взглянуть на второй вариант «Алжирских женщин». В 1872 году Ренуар под влиянием этих картин написал своих «Парижских женщин в алжирских костюмах». А в середине XX века Пикассо создал целую серию «Алжирские женщины» из пятнадцати работ.

О еще одном варианте «Алжирских женщин» было известно, что его купил тот самый дипломат Морне, которого Делакруа сопровождал в Африке. В 1850 году картина была продана на аукционе вместе с еще шестью картинами Делакруа. Покупатель по фамилии Симоне отдал за нее 450 франков. Затем следы картины терялись.

И вот полтора года назад к парижскому галеристу Филиппу Мендесу обратилась женщина, попросившая установить авторство принадлежащей ей картины. Опознать в ней ранний вариант «Алжирских женщин» было несложно, хотя она меньшего размера и на ней изображены лишь две женщины, но они явно совпадают с героинями картины 1834 года. Гораздо труднее было установить, действительно ли это один из вариантов, созданных Делакруа, или же это подражание более позднего художника. Тут пришлось использовать технические методы исследования (просвечивание в рентгеновских и инфракрасных лучах), и обращаться к архивным данным. Одним из ключевых доводов стал номер 118, обнаруженный на обратной стороне картины. Именно под таким номером работа Делакруа значилась в аукционном каталоге 1850 года.

В итоге с атрибуцией найденной картины согласилась Виржини Коши-Фатига, ведущий современный специалист по творчеству Делакруа. Сейчас картина выставлена в Париже, в галерее Филиппа Мендеса. Там она пробудет до 11 июля, а затем, по словам галериста, будет показана «за пределами Европы». Он признал, что картина уже заинтересовала потенциальных покупателей с Ближнего Востока.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.