Удушающая забота

Контроль правительства за бюджетными расходами в субъектах снижает риски, связанные с рефинансированием долгов, и в целом делает бюджетную политику на местах более предсказуемой, но серьезно ограничивает финансовую автономию регионов. Проводимые меры влияют и на кадровую политику.

Об этом сообщает РБК со ссылкой на обзор бюджета российских регионов Moody’s Investors Service. Согласно исследованию, центр вводит все новые и новые меры по недопущению наращивания бюджетных расходов в регионах, бюджетных дефицитов и заимствований. Местные власти тоже ведут себя осторожно, занижая доходы в первоначальных прогнозах. Это связано с ожиданиями роста расходов на национальные проекты (5 триллионов рублей). В прошлый президентский срок Владимира Путина такое же значение для регионов имело выполнение майских указов 2012 года.

Напомним, выступая в июне на форуме социальных инноваций, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что 44% граждан слышали о нацпроектах и только 7% понимают, что они из себя представляют

Недавно стало известно, что на финансирование социальных инициатив, которые были озвучены во время ежегодного послания президента Федеральному Собранию, потребуется триллион рублей. Около 370 млрд рублей за четыре года направят на социальные доплаты к пенсиям, которые меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе. 286 млрд рублей уйдут на выплаты в связи с рождением первого и второго детей, еще 53,6 млрд рублей за четыре года потратят на субсидирование процентной ставки по ипотеке до 6% семьям с двумя и более детьми, а 93,8 млрд рублей будут дополнительно направлены на субсидии «Дом.РФ» на погашение затрат на ипотеку семьям с детьми. Увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом, вступившее в силу с сегодняшнего дня, обойдется бюджету в 197,3 млрд рублей. Увеличиваются и затраты на софинансирование расходов регионов на соцконтракты и отмену возрастного ценза в программе «Земский доктор».

«Основываясь на предыдущем опыте, регионы теперь склонны планировать консервативно в преддверии этих потенциальных увеличений расходов, особенно на фоне стагнации или даже сокращения местных экономик», — сказано в обзоре.

Правительство не только держит под контролем ситуацию, но и проводит соответствующую кадровую политику. Меры, направленные на сокращение неэффективных региональных администраций, привели к тому, что за последние три года власть не сменилась только в 30 субъектах из 85. При этом в зоне риска по-прежнему остались несколько регионов с высокой долговой нагрузкой и слабым экономическим ростом. Например, общий долг в Мордовии превышает 200% собственных доходов. Кроме того, долг существенно превышает собственные доходы в Костромской, Орловской, Псковской областях и других регионах.

В апреле была принята новая система оценки эффективности работы руководителей регионов России и региональных органов исполнительной власти. Она основывается на 15 критериях: от естественного прироста населения до количества предпринимателей. Среди ключевых показателей деятельности губернаторов – уровень доступности жилья, качество среды, уровень образования, доля автомобильных дорог, и другие. Оцениваться будут и экономические факторы: количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе, численность занятых малым и средним бизнесом, производительность труда в несырьевых отраслях. Замыкает список доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автодорог в городских агломерациях с учетом загруженности.

Но решить эти проблемы «взаймы» теперь не получится, так как в мае были приняты новые поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым, регионы с низким уровнем долговой устойчивости смогут занимать только на рефинансирование существующего долга.

«Минфину и федеральному центру удалось сдержать рост госдолга регионов — и это позитивный момент. Использование бюджетных кредитов вместо дорогих коммерческих, безусловно, правильно, и это привело к позитивным изменениям», — считает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. В то же время часто большая часть доходов уходит в федеральный центр, и при серьезных расходных обязательствах регионов, наращивание госдолга — иногда единственный выход. Поэтому точечными реформами проблемы не решить, заключил эксперт.