К 2023 году в России появится шесть новых видов сильнодействующих анальгетиков. Кроме того, в правительстве изменят методику расчета потребности в наркотических препаратах. По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, новые правила позволят врачам не бояться выписывать сильнодействующие обезболивающие препараты онкобольным.
Последний раз эту проблему затронула руководитель Центра паллиативной медицины департамента здравоохранения Москвы и основатель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер во время «Прямой линии» Владимира Путина. Она пожаловалась президенту, что из-за части 1 статьи 228 Уголовного кодекса России, которой опасаются врачи, люди страдают без обезболивания.
Федермессер сказала, что по этой статьи врачей могут привлекать к ответственности за ошибки, случайности, за закатившуюся куда-то ампулу, в то время как для наказания за умышленную утечку наркотиков в криминальный оборот или за негативные последствия для здоровья пациента есть другие статьи.

Российский лидер признал существование такой проблемы, но не поддержал предложение декриминализовать статью. Он сказал, что «ампулу можно достать» и посоветовал выработать четкую схему отчетности за использование таких препаратов. Президент поручил Минздраву прописать процедуру, которая позволит врачам увеличивать дозы таких лекарств, не опасаясь преследования, а МВД и Минздраву — обдумать возможную декриминализацию утери наркотических средств медиками по неосторожности.
В правительстве уже работают над новыми документами и правилам, которые позволят врачам не бояться выписывать сильнодействующие обезболивающие препараты онкобольным, заявила вице-премьер Татьяна Голикова на совещании президента Владимира Путина с членами правительства. Кроме того, она анонсировала выпуск новых отечественных сильнодействующих обезболивающих.
«Московский эндокринный завод организовал производство необходимых лекарственных препаратов – это более 40 готовых лекарственных форм, которые содержат наркотические и психотропные вещества. И до 2023 года планируется выпуск еще шести препаратов, которые будут обеспечивать больных для целей обезболивания», — сказала Голикова.

Также вице-премьер рассказала, что изменилась методика расчета потребности больных в психотропных и наркотических препаратах — теперь расчет ведется от количества больных.
«Если раньше это рассчитывалось от "койки", то теперь это рассчитывается от количества больных, в том числе и потому, что мы разрешили отпуск обезболивающих на дому», — отметила Голикова.
Сейчас врач, посещая пациента на дому, может выписать ему сильное обезболивающее или психотропное средство. Однако получить его в аптеке родственники больного не могут, пока не обратятся в медицинское учреждение за подписью заведующего отделением или главврача.
Законом, принятым в конце 2018 года, установлено, что врачи обязаны использовать клинические рекомендации по лечению пациентов. Случаи, при которых можно увеличить дозу наркотического обезболивающего, могут быть там прописаны. По мнению Голиковой, действуя согласно прописанному алгоритму, врачи «не будут бояться выписывать обезболивающие наркотические препараты». Случаи увеличения дозы препарата предлагается фиксировать комиссионно.

«О чем идет речь: в случае утраты наркотического лекарственного препарата, которая может произойти в любое время, в том числе ночью и в выходные дни, мы планируем прописать порядок комиссионного актирования таких случаев с оформлением соответствующего акта», — рассказала вице-премьер. Как пояснила Голикова, предполагается, что, если утрата произошла в рабочее время, акт составляется вместе с заведующим отделения и главным врачом медучреждения, если же их нет на рабочем месте, например, ночью, то акт будут составлять дежурные врачи.
Напомним, в июне Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о снятии запрета на культивирование наркосодержащих растений в медицинских целях. Кроме того, он определит порядок культивирования для производства в ветеринарных и медицинских целях, а также устанавливает государственные монополию и требования для использования таких растений в научных, учебных целях и экспертной деятельности.
Ранее Голикова отметила, что многие российские регионы «в погоне за качественными показателями» специально снижали показатели смертности от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, а также от ДТП. По ее словам, в какой-то момент подлог оказался невозможным, потому что другие показатели смертности стали критически расти.