19 марта 2024, вторник, 06:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Всемирное наследие + 29 (часть третья)

Мирожский монастырь
Мирожский монастырь

Продолжение рассказа о двадцати девяти новых объектах, внесённых в этом году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Следующий объект в списке — храмы Пскова. Мы постараемся хотя бы кратко рассказать о каждом из десяти храмов, которые были признаны частью Всемирного наследия.

 

Культурные объекты

Храмы псковской архитектурной школы

Россия в списке новинок представлена архитектурой Пскова. Все десять зданий, признанных объектами Всемирного наследия, представляют собой православные храмы. Самые древние из них возведены в XII веке, то есть относятся к домонгольскому периоду русской архитектуры.

«Классические памятники псковской архитектуры занимают самостоятельное место в истории средневекового русского зодчества. Архитектурный облик любой постройки старого Пскова проникнут особым интимным настроением. Псковские мастера умели строить прочно и одновременно красиво и несложно. Традиционная архитектурная схема, раз и навсегда установленная каноном, не мешала им разнообразить устоявшиеся формы чисто псковскими художественными деталями. Строители средневекового Пскова находили оригинальные решения для каждого вновь возводимого храма. Древние церкви Пскова лишены официальной представительности новгородской архитектуры, внешний эффект уступает здесь место более земному толкованию архитектурных образов», — писал о псковских храмах известный реставратор Савва Ямщиков.

Кафедральный собор Пскова — Троицкий — в список Всемирного наследия не попал, так как здание XIV века сильно пострадало от пожара и в 1682 году было разобрано, чтобы на его месте выстроить новый храм. Строительство завершилось в 1699 году, но пока эту дату сочли слишком поздней для включения в список. Так что на звание древнейшего сохранившегося храма Пскова претендуют два других здания: собор Иоанна Предтечи и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Пытаясь уточнить даты возведения обоих храмов, учёные ведут не прекращающуюся много лет дискуссию, но считается наиболее вероятным, что они были построены в 1140-х годах.

Основания Иоанно-Предтеческого монастыря и строительство собора Иоанна Предтечи раньше связывали с именем жены псковского князя Ярослава Владимировича Ефросиньи Рогволдовны (в монашестве — Евпраксии, около 1170–1243), однако теперь считается, что он был построен вдовой псковского князя Всеволода Мстиславича, умершего в 1138 году. Собор в течение веков был местом погребения псковских княгинь.

Историки архитектуры отмечают, что собор Иоанна Предтечи построен в традициях новгородского зодчества XII века. Наибольшее сходство с ним имеет Рождественский собор Антониева монастыря в Новгороде. Из трёх глав псковского собора самая большая построена над пересечением центрального нефа и трансепта. Две других, размером поменьше, построены на углах западного нефа. Единственным элементом декора служит пояс арочек на барабанах этих трёх глав. Примечательна шлемовидная форма куполов. Звонница на южной стене возведена в XVI веке.

В 1923 году Иоанно-Предтеченский монастырь был закрыт, а в его зданиях расположился кожевенный завод «Пролетарий», в соборе находился заводской клуб. В ходе боёв 1944 года здание было повреждено. После ремонта оно использовалось в качестве склада, пока в 1990 году не было передано православной церкви.

 

Собор Иоанна Предтечи

О новгородском архиепископе Нифонте (умер в 1156 году) летописец сообщает: «...который епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси; а Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе, святого Климента». Каменная церковь Спаса в Пскове, которую создал Нифонт, — это Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Он был выстроен у впадения в реку Великую реки Мирожки. Возводили его, видимо, зодчие из Новгорода, среди которых могли быть и приглашённые Нифонтом греки. Архитектура собора необычна не только для Пскова и Новгорода, но и для всей Руси. Наибольшим сходством с этим собором обладает также упомянутая летописцем церковь Климента в Старой Ладоге. Вот как о соборе пишет И. И. Лагутин:

«Одна из первых псковских каменных построек, собор стал провозвестником новой эпохи в храмовом строительстве. На смену крупным базиликальным многоглавым княжеским храмам приходят небольшие одноглавые, центрические в плане церкви. Мирожский собор надолго стал первой центрической крестово-купольной постройкой на северо-западе, в основе композиции которой лежит правильный равноконечный греческий крест. Венчающий всё сооружение светлый широкий барабан создаёт в интерьере эффект свободного, достаточно широкого пространства. Но в качестве образца собор выступает уже в переработанном виде. Прорубленными широкими арками объединяется с центральными нефами пространство западных угловых камер. Отличительной чертой псковско-новгородского зодчества последующих веков стали надстроенные в Мироже камеры второго яруса, первоначально тайниковые, а позднее по-разному использовавшиеся функционально. Перерабатывалось и декоративное образное решение. Если первоначально оно было, вероятно, близким к византийским памятникам с их вибрирующей красноватой кладкой из плинфы с западающим рядом камней, затертых цемяночным раствором, то по завершении всей постройки собор выглядел бело-розовым, обмазанным розоватой штукатуркой с выделенными красно-коричневой разграночной краской основными архитектурными элементами и в ответственных местах украшенным фреской».

Фресками внутренние стены были расписаны вскоре после строительства. Реставраторы нашли признаки того, что строители собора оставили капитальные леса, чтобы ими могли воспользоваться художники. В основании барабана в кладке были сделаны гнёзда для этих лесов, когда верхнюю часть расписали, леса были разобраны и, чтобы скрыть гнёзда, поверх была проложена полоса свежей штукатурки, на которой тоже была сделана роспись. Эта полоса шириной 30–40 сантиметров выделяется на фоне прочих росписей.

Нифонт, отправившийся в 1156 году в Киев и уже не вернувшийся в Новгород, мог прислать для росписи Спасо-Преображенского собора греческих мастеров. И уж точно он не поскупился на материалы. Фон фресок в соборе выполнен драгоценной лазуритовой краской. Когда в 1581–1582 годах Псков осаждало войско Стефана Батория, фрески Спасо-Преображенского собора были повреждены, и после осады стены оштукатурили и побелили, закрыв росписи. Именно это в итоге спасло целый ансамбль древних фресок. Забытые изображения случайно были открыты во время ремонта в 1858 году. В 1889–1893 закрывавшую фрески штукатурку сняли, в 1889 году была начата реставрация. Но проводить её пригласили артель палехских мастеров, которые фактически переписали фрески заново, сохранив лишь композицию. Древние росписи вновь оказались скрытыми. Их восстановление было начато в 1920-х годах, продолжилось после войны, но до сих пор значительная часть фресок XII века остаётся скрытой от нас.

 

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

 

Фрески Спасо-Преображенского собора

 

«В композиции «Благовещение» на предалтарной стене после расчисток 1920-х годов хорошо известна фигура архангела Гавриила. По пропорциям и образному решению близкая к античному пониманию человеческой красоты, она стала более понятной после раскрытия второй части композиции, в которой изображена дева Мария. Образ Марии можно назвать одним из самых поэтичных в раннем средневековье. Она изображена здесь с цветком в левой руке, в голубоватом плаще. При сходных качествах и близости общего решения фигуры архангела её усложнённая внешняя характеристика создает такое впечатление, что художник преследовал в этом образе иные цели. Идеальные пропорции человеческого тела, сложная, красивая, но поверхностная моделировка лика, волос, складок одежды, рисунка крыльев вызывает такое впечатление, что главным образом здесь является “очеловеченная весть”, которую несёт в себе Гавриил» (И. И. Лагутин «"И бысть тишина в рустеи земли..." К вопросу о датировке Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове»)

В 1310–1311 годах построен собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре. Заказчиком его строительства был князь Довмонт-Тимофей. Монастырь в XIV веке был традиционным местом пострига псковских князей и бояр, многие из них были погребены в соборе. Образцом для собора послужил Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Храм также был покрыт фресками, но сохранилось их куда меньше, чем в Спасо-Преображенском соборе, слишком большой урон нанесли пожары XV–XVI веков, после которых фрески сочли непоправимо испорченными и забелили. Раскрытие фресок началось в 1920-годах и продолжалось несколько десятилетий. Любопытна композиция Страшного суда. Помимо уже традиционных для этого сюжета изображений Христа-судии, апостолов, ангелов, взвешивания души человека и праведников, шествующих в рай, иконописцы впервые использовали в нём сцены из видения пророка Даниила, которые позже широко распространились в древнерусском искусстве. В частности, там изображены трубящие ангелы и четыре зверя — символы земных царств: персидского, греческого, римского и будущего царства Антихриста. В аду изображён Сатана на двуглавом чудовище, держащий в руках душу Иуды. Рядом с ним обычно рисовали знаменитых грешников: основателей ересей первых веков христанства (Нестория, Ария, Оригена и других) и нечестивых царей (Диоклетиана, Юлиана Отступника), в Пскове к обычному набору персонажей добавили нескольких новых, в частности Святополка Окаянного.

Не имеет аналогов в Пскове парадное кирпичное крыльцо на столбах, декорированное муравлеными печными изразцами с растительным орнаментом в сочетании с рельефным кирпичом, построенное у западного притвора собора в XVII веке. В середине ХVIII века к северному и южному фасадам пристроены приделы, охватившие притвор с запада таким образом, что крыльцо оказалось «встроенным».

 

Собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре

 

Трубящие ангелы и четыре зверя — символы земных царств из Видения Даниила на фреске собора

 

Изразцовое крыльцо собора (XVII век)

«В лето 6847 [1339]. Заложена бысть церковь камена святого архангела Михаила и Гавриила», — сообщает нам Третья Псковская летопись по строевскому списку. Сейчас эта церковь известна как церковь Михаила и Гавриила с Городца, иногда её называли Архангельским собором.

Она была кончанской церковью, то есть главным храмом одного из концов (районов) древнего Пскова, в данном случае — Городецкого конца. На площади близ кончанских церквей собиралось кончанское вече, а в притворах и подвалах самих храмов хранились архив и боевое снаряжение жителей конца.

Это был одноглавый храм, к которому в XV веке добавлен южный предел, а в XVII веке пристроена надвратная двухъярусная шатровая колокольня — единственная колокольня такого типа в городе (эксперты ЮНЕСКО особо упоминают её в списке). На барабане купола сохранился двойной пояс глазурованных узорчатых изразцов конца XVII века.

 

Церковь Михаила и Гавриила с Городца

 

Шатровая колокольня

6 сентября 1581 года двадцать орудий польской армии Стефана Батория начали интенсивно обстреливать участок крепостной стены Пскова возле Покровской башни. Спустя двое суток в стене образовался пролом шириной около пятидесяти метров. Осаждённые успели соорудить в месте пролома новую стену из дерева и земли, но данный участок оставался слабейшим местом крепости, и 8 сентября поляки пошли на штурм. Весь день у пролома шло жестокое сражение. Штурмующие заняли Покровскую и соседнюю Свиную башни, но, как ни старались, продвинуться в город не сумели.

«Крепко билась литва с русским воинством на стенах города у Покровской башни и на всём проломе, государевы же бояре и воеводы со всем христианским псковским воинством так же крепко против них стояли и не давали сойти в град Псков... И так божьей милостью, молитвою и заступничеством пречистой Богородицы и великих святых чудотворцев сбили литовскую силу с проломного места, и по благодати Христовой там, где на псковской стене стояла литовская нога, в тех местах вновь христианские воины утвердились и со стены били литву уже за городом и добивали оставшихся ещё в Покровской башне», — говорит «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».

Поскольку штурм был отбит 8 сентября, в день Рождества Богородицы, к уже существовавшей рядом со стеной церкви Покрова (в честь неё названа Покровская башня), была пристроена вторая церковь – Рождества Богородицы. В результате возник двойной храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома. Старейшая его часть известна с 1399 года.

 

Вид на храм Покрова и Рождества Богородицы с Покровской башни

Следующим пунктом в списке стала церковь Косьмы и Дамиана с Примостья с остатками колокольни, воротами и оградой. Известно, что предшествующее здание этого храма сгорело в 1458 году. Спустя несколько лет приступили к строительству: «В лето 6970  [1462] … заложите церковь каменy у Примостья на Запсковьи святого Козьмы и Демьяна князь Псковский Владимер Ондреевич и посадник степенный Зиновей Михайлович». Прошло сорок пять лет, и в ходе очередного крупного пожара взорвалась хранившаяся в церковном приделе бочка пороха («зелей пушечных») и «придел подле церкви раздрало».

 

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья

Название церкви Георгия со Взвоза, построенной в 1494 году, происходит от её расположения у улицы, ведущей вниз к реке. Обращает на себя внимание декор барабана, как рельефный, так и изразцовый. Ряд треугольных углублений, обращённых вершинами то вверх, то вниз, известен в древнерусской архитектуре под названием «бегунец».

 

Церковь Георгия со Взвоза

 

Декор барабана

Вошла в список и построенная в 1496 году церковь Богоявления с Запсковья со звонницей. Раз уж составители решили особо упомянуть звонницу именно этого храма (хотя они имеются и у многих перечисленных выше), расскажем здесь о колокольном звоне и псковских звонницах.

На Руси было известно три способа звонить в колокол: раскачивать сам колокол, ударять по краю колокола специальной колотушкой или же раскачивать колокольный язык. Причём третий способ, получивший распространение в XVII – начале XVIII века, был характерен именно для Руси. Но он представляет собой нововведение, а до его появления на Руси, как в Византии и в Западной Европе, в течение нескольких веков звонили, раскачивая колокол. Такие качающиеся колокола называли «очапными» или «очепными». Очеп — это шест, иногда с верёвочной петлёй на конце, прикреплённый к валу, на котором висел колокол. Звонарь с его помощью вращал вал, колокол раскачивался, бился краями о язык и раздавался звон. Если колокол был тяжёлый, звонарь действовал ногою, ставя её в специальное стремя на конце верёвки, а для раскачивания особо крупных колоколов требовались усилия нескольких десятков человек. Историк древнерусской архитектуры Вольфганг Кавельмахер в статье, посвящённой древнерусским колокольням, рассказывает, что очепные колокола XVI – XVII веков сохранились именно во Пскове, но следы очепных конструкций были обнаружены и во многих других местах, например, на колокольне Ивана Великого в Москве. Хотя сейчас это трудно представить, в XVI веке с этой колокольни до земли свешивалось множество канатов, которыми вращали колокольные валы.

Звонницы служили для размещения качающихся колоколов. Простейшая звонница — это два деревянных столба с перекладиной и кровлей. Но звонницы возводились и каменные, у больших храмов появлялись многоярусные и многопролётные звонницы. Сохранились они во Пскове, где обычно устанавливались на стене рядом с церковным зданием (исключение — церковь Михаила и Гавриила, где, как уже говорилось, имелась шатровая колокольня).

«…Своеобразие силуэта <…> псковского храма особенно усиливают сквозные, различные по постановке, формам и величине звонницы. Судя по иконным панорамам старого Пскова, они были почти обязательной принадлежностью каждого храма в XVI–XVII веках, а появились не позднее XIV века. Они ведут своё происхождение от простых деревянных звонниц в виде столбов с перекладинами для небольших колоколов... В простейшей своей форме звонница состоит из двух каменных столбов, соединённых прочной перемычкой, её дальнейшим развитием являются двух-, трёх- и многопролётные звонницы Пскова. Их столбы обычно повторяют излюбленную псковскими зодчими форму массивной круглой тумбы, над каждым пролётом была щипцовая кровелька, образовывавшая зубчатый силуэт звонницы» (Николай Воронин «Зодчество Пскова»)

Четырехпролётная звонница церкви Богоявления возведена на пристройке у северо-западного угла храма. Архитектор Юрий Спегальский рассказывает, что эта звонница стала самым первым таким сооружением в древнем Пскове и послужила примером для других подобных звонниц, быстро распространившихся и ставших одной из характерных особенностей псковской архитектуры XVI века.

 

Церковь Богоявления с Запсковья

 

Звонница

Церковь Николы с Усохи была построена в 1535–1536 годах на месте ранее существовавшего храма. Тогда она была второй по величине в городе после Троицкого собора. Усоха, на которой церковь находится, — это участок высохшего болота.

Церковь служила кончанским храмом Опокского конца. Орнаментальная кирпичная кладка барабана и апсид устроены по схеме «псковского ожерелья», то есть поребрик (кирпичи, уложенные под углом к поверхности стены ребром наружу), бегунец (о нём упоминалось выше) и снова поребрик — это характерный приём псковских мастеров, который можно встретить и на других храмах. Двухпролётная звонница с северной стороны (разобрана в 1780, воссоздана в 1960-х годах). Необычный архитектурный элемент Никольской церкви — пристроенная к юго-восточному углу «часовня неугасимой свечи», где раньше постоянно горела лампадка перед иконой Николая Чудотворца.

 

Церковь Николы с Усохи

 

Часовня

 

Псковское ожерелье

Последняя в списке — церковь Василия Великого на Горке, построенная в 1413—1415 годах. Когда-то горку, на которой она возведена, обтекал ручей Зрачка, ныне на его месте улица Пушкинская. Церковь была построена на деньги немецкого купца Кристофера Карела Дола (или Доля), принявшего православие и ставшего основателем нескольких псковских купеческих родов. Имя Василий он принял при крещении. Южный придел церкви освящён во имя святого Алексея Человека Божия, в честь которого был крещён сын Василия Дола. В орнаментальном декоре церкви мы вновь встречаем «псковское ожерелье».

Возле церкви висел Сполошный колокол, собиравший жителей Пскова, когда городу грозила опасность. Именно он оповестил в 8 сентября 1581 года, что войско Стефана Батория пошло на штурм: «...великие многие полки с знаменами на проломанные места идуще, государевы бояре и воеводы и все воинские люди и псковичи в осадны колокол звонити висяще в среднем городе на стены градовной у великого Василья на Горке... весть дающе литовского к городу приступа всему псковскому народному множеству».

 

Церковь Василия на Горке

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.