«Смерть Сталина» и последствия

Кинотеатр «Пионер» обратился в Конституционный суд с жалобой на цензуру из-за отзыва прокатного удостоверения у фильма «Смерть Сталина». Представители кинотеатра считают неконституционными нормы, устанавливающие систему выдачи и отзыва прокатных удостоверений, а также оспаривают нормы закона об экстремизме.

По мнению кинотеатра, они фактически вводят систему предварительной и последующей цензуры, которая запрещена Конституцией. Об это сообщили в пятницу в адвокатском бюро «Бартолиус», которое представляет заявителя. «Действующая система цензуры фильмов нарушает права заявителя на распространение информации и свободу предпринимательства. Эта система не может быть оправдана ссылкой на защиту других конституционно значимых ценностей, поскольку установленные ей меры являются непропорциональными и неприемлемыми в цивилизованном обществе», — говорится в пресс-релизе. Закон об экстремизме, признающий экстремистским любое сатирическое высказывание на политическую тему, причем во внесудебном порядке, нарушает не только свободу слова и предпринимательства, так и право заявителя на судебную защиту, считают адвокаты.

Напомним, Никита Михалков, Владимир Бортко и еще несколько представителей киноцеха попросили у Минкульта отозвать прокатное удостоверение британской комедии «Смерть Сталина» после спецпоказа. Им показалось, что фильм — это пасквиль на отечественную историю, «злобная и абсолютно неуместная якобы "комедия", очерняющая память о наших гражданах, победивших фашизм».

Первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко заявила, что картина «специально разжигает рознь внутри нашего общества» и содержит признаки экстремизма, однако исследовать по существу фильм на экстремизм суды отказались. Владимир Мединский посчитал «Смерть Сталина» оскорбительной насмешкой над советским прошлым и Минкульт отозвал прокатное удостоверение у фильма. Несмотря на это, «Пионер» показал картину пять раз, после чего кинотеатр оштрафовали на 280 тысяч рублей. Представители «Пионера» обращались в Арбитражный суд Москвы с требованием признать отзыв удостоверения незаконным, однако иск отклонили.

Понятие «прокатное удостоверение» появилось в российских законах с 1993 года, когда Виктор Черномырдин подписал постановление «О регистрации кино- и видеофильмов», основным предназначением которого была борьба с распространением пиратского контента. Первый случай, когда Минкульт решил отказать в выдаче прокатного удостоверения, произошел в августе 2012-го — через несколько месяцев после того, как ведомство возглавил Владимир Мединский. Второй произошел в 2015-м году. Оба случая были связаны с откровенными сценами.

Но затем Минкульт, у которого с очередными поправками появилось право не только отказывать в выдаче удостоверения, но и переносить даты релизов, начал все активнее и активнее использовать документ как рычаг прямого влияния на рынок проката и показа кино. От этого дистрибьюторы и кинотеатры несут большие убытки.  «Дата выхода фильма — это важнейший маркетинговый фактор. Мы вкладываем туда много денег, много творческого потенциала и (когда за месяц) узнаем, что будет не эта дата, а другая, это, конечно, плохо», — говорила на июньском совещании в Госдуме глава киносети «Пионер» Мэри Назари.

«Функцию по выдаче прокатного удостоверения нужно отобрать у министерства культуры. Оно находится в ужасном положении: все научились пользовались дубинкой выдачи удостоверения, каждый режиссер, каждый продюсер знает, кому позвонить. Необязательно в министерство, можно даже депутатам. Давайте министерство освободим от этой ответственности», — призывал на том же совещании глава Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.