Переговоры идут

В последние дни, кажется, Москва заметно продвинулась в переговорах со странами Запада — во всяком случае какие-то подвижки, или предвестники подвижек, заметны уже по очень многим направлениям.

19 августа Владимир Путин и Эмманюэль Макрон встретились в одной из резиденций президента Франции в Провансе. Официально был объявлено, что главы государств обсуждали ситуацию в Сирии и Ливане, а также иранскую ядерную сделку, встречу в «нормандском формате» и пожары в Сибири. После Макрон заявил жуналистам, что между Францией и Россией наблюдается прогресс по политическим и экономическим вопросам. На своей странице в Facebook он написал по-русски, что Россия является «глубоко европейской страной».

Через несколько дней, 21 августа, CNN со ссылкой на источник сообщил, что Эмманюэль Макрон позвонил Дональду Трампу и предложил пригласить Россию на саммит G7 в 2020 году. Официально эту информацию не подтвердили — при этом сам Трамп ранее уже высказывался в поддержку возврата России в G8. Чуть позже агентство Reuters со ссылкой на французский дипломатический источник сообщило, что возвращение России в G8 зависит от развития ситуации на Украине.

При этом на официальном уровне лидеры государств «Семерки» (кроме Трампа) говорят о том, что возвращение России в организацию обсуждать пока рано.

Так, Эмманюэль Макрон уточнил свою позицию и заявил, что было бы стратегической ошибкой вернуться к старому формату, не разрешив кризис на Украине. Также он уточнил, что приглашение России без всяких условий может быть воспринято как признак слабости G7. Однако в перспективе он допустил возвращение страны к международному клубу.

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон считает, что решение о возобновлении формата G8 еще не принято, учитывая «провокации» в Солсбери, на Украине и в других местах. «Что касается России и G7. Я знаю, что предпринимаются определенные шаги для возвращения России», — заявил Джонсон на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель в Берлине. «Учитывая, что случилось в Солсбери, учитывая применение химического оружия на британской территории, учитывая продолжающуюся нестабильность, гражданскую войну, войну на Украине, учитывая российские провокации во многих других районах мира, я думаю, что еще рано говорить о возвращении России в G7», — заявил британский премьер и добавил, что его мнение совпадает с позицией, которую занимает Меркель.

Официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт заявил, что вопрос о возрождении «Восьмерки» можно обсудить, однако пока для этого нет предпосылок. Он напомнил, что из состава G8 Россия была исключена после событий 2014 года — из-за войны в Донбассе и присоединения Крыма. «Обе ситуации сохраняются», — констатировал Зайберт. По его словам, договориться о более активном участии Москвы в работе «Большой семерки» возможно только тогда, когда это изменится.

Об условиях для воссоздания «Восьмерки» высказался даже президент Украины Владимир Зеленский. «Возвращение оккупированного Крыма, прекращение боевых действий в Донбассе и освобождение более 100 политических и украинских моряков, которых удерживает Кремль, станет действительно серьезным сигналом миру о том, что Россия готова принять свое место в повестке дня высокой дипломатии», — написал он.

При этом, судя по всему, Москва готовится к передаче Украине задержанных и осужденных украинцев.

20 августа, уже после окончания переговоров Путина и Макрона, стало известно о переводе пятерых осужденных в России украинцев в московское СИЗО «Лефортово» (сейсас оно входит в структуру ФСИНа, но ранее подчинялось ФСБ и, по сути, все еще находится на «особом положении»). О том, что они находятся именно в этом СИЗО, свидетельствовал факт принятия там передач от родственников Владимира Балуха, Павла Гриба, Николая Карпюка, Станислава Клыха и Александра Кольченко.

«В отношении этапированных в Москву пяти осужденных решается вопрос о выдаче их Украине для отбывания наказания, назначенного судами в Российской Федерации», — сказал осведомленный собеседник «Интерфакса» 21 августа. О готовящейся передаче на Украину задержанных и осужденных граждан этой страны, в том числе 24 моряков, также сообщила со ссылкой на свои источники и газета «Коммерсантъ». В среду в «Лефортово» были приняты передачи еще для трех украинцев — Романа Сущенко, Алексея Сизоновича и Евгения Панова.