Мнимые беспорядки, реальные сроки

По уголовному делу о массовых беспорядках 27 июля, которое в СМИ называют «московским делом», были арестованы 16 человек. На этой неделе суд вынес первые приговоры: кто-то получил по несколько лет колонии, кому-то поменяли обвинение, чьи-то дела закрыли. При этом правозащитники отмечают, что ничего из того, что можно квалифицировать как «массовые беспорядки», в этот день в Москве не происходило.

В заявлении на сайте правозащитной организации сообщается, что представители «Мемориала» находились на месте событий 27 июля и подробно изучили видеозаписи акции протеста и «столкновений» демонстрантов и силовиков, а также материалы дел и убеждены, что манифестация носила мирный характер, а свобода мирных собраний является одним из важнейших гражданских прав.

«Факты насилия, которые инкриминируют нескольким фигурантам дела по ст. 318 УК РФ, по сути, таковыми не являются», — считают правозащитники. Они усматривают в преследовании политический мотив, а также видят давление на суды со стороны представителей власти: «Арестованных оппозиционеров приговорили фактически заранее — о том, что в Москве произошли «массовые беспорядки», заявили мэр Москвы Сергей Собянин, а также, косвенно, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков».

Напомним, несогласованное шествие оппозиции, по итогам которого Следственный комитет возбудил уголовные дела о массовых беспорядках и применении насилия в отношении полицейских, прошло 27 июля в центре Москвы. Акция стала частью продолжающегося почти два месяца протеста москвичей против недопуска оппозиционных кандидатов до выборов в Мосгордуму. За это время полиция задержала около трёх тысяч человек, десятки оппозиционных кандидатов были арестованы по обвинению в нарушении закона о митингах. По уголовному делу о «массовых беспорядках» арестованы 16 человек.

В списке политзаключенных 9 из них: осуждённые к лишению свободы Данил Беглец, Кирилл Жуков, Евгений Коваленко и Иван Подкопаев, а также обвиняемые ​Айдар Губайдулин, Егор Жуков, Алексей Миняйло, Самариддин Раджабов и Сергей Фомин. Первые приговоры вынесли 3-го сентября. 25-летний Иван Подкопаев был осуждён на три года колонии по обвинению в применении насилия к представителю власти – по версии следствия, он распылил перцовый баллончик в сторону ОМОНа. 25-летний Данил Беглец был осуждён на два года за то, что он «потянул за руку полицейского, который задерживал протестующих». Владислав Синица в этот день получил 5 лет колонии за твит, в котором нашли призывы к расправе над детьми силовиков. 

В тот же день уголовное преследование еще пяти фигурантов было прекращено (четверо из них, Сергей Абаничев, Даниил Конон, Валерий Костенок и Владислав Барабанов освобождены из СИЗО, в отношении Дмитрия Васильева мера пресечения не избиралась). Егору Жукову, поменяли обвинение с участия в беспорядках на публичные призывы к экстремистской деятельности в интернете и перевели под домашний арест. Сергею Фомину также изменили меру пресечения. Кирилла Жукова, попытавшегося на акции 27 июля поднять забрало шлема росгвардейца, суд 4 сентября приговорил к трем годам колонии. Евгения Коваленко, обвиняемого в применении насилия к представителю власти, вчера приговорили к трем с половиной годам колонии общего режима, гособвинение просило для него 5 лет.

Наблюдатель от правозащитной организации Amnesty International Олег Козловский, который, по его словам, лично видел бросок урны со стороны Коваленко, заявил, что причиной его действий было «то, что сотрудники полиции без каких-либо оснований начали применять дубинки и задерживать людей». «Безосновательная жестокость породила эмоциональную реакцию», – заявил в суде Козловский. Позже защита осужденного заявила, что обжалует приговор.

«Это демонстрация: тронул силовика — отправишься в тюрьму», — сказал вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он считает, что «большое дело о массовых беспорядках» 27 июля развалилось, так как самих беспорядков не было и никто, в отличие от «болотного дела» 2012 года, вину в них не признал. Тем не менее, в СИЗО по уголовным делам, связанным с несанкционированными акциями протеста, остаются Айдар Губайдулин, Алексей Миняйло, Самариддин Раджабов, Никита Чирцов и Эдуард Малышевский.