19 марта 2024, вторник, 14:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Эксперименты с бедностью

Абхиджит Банержи, Эстер Дюфло, Майкл Кремер
Абхиджит Банержи, Эстер Дюфло, Майкл Кремер

В чем суть нового подхода к борьбе с бедностью, за который дали Нобелевскую премию, и чему российское правительство должно поучиться у лауреатов, корреспондентке «Полит.ру» Ане Гольдман рассказали экономисты Дмитрий Бадовский и Евгений Гонтмахер.

Дмитрий Бадовский, глава Института социально-экономических и политических исследований:

В этом году Нобелевскую премию по экономике вручили с формулировкой «за экспериментальный подход к борьбе с глобальной бедностью», таким образом подчеркнув сразу две важных темы — собственно борьбу с бедностью, одной из ключевых глобальных экономических проблем, и внедрение новых методов экономического анализа, что не менее важно. Таким образом Нобелевский комитет подчеркнул, что экономическая наука начинает очень серьезно меняться.

Традиционно экономическую науку воспринимали как поиск глобальных теорий, универсальных формул и уравнений, но нынешняя премия переносит акцент на экспериментальный подход. Нобелевский комитет хотел таким образом отметить, что экономическая наука переходит к принципиально новой парадигме развития.

Вручение Нобелевской премии Майклу Кремеру и его последователям Абхиджит Банержи и Эстер Дюфло не стала большим сюрпризом для специалистов, этого многие ожидали. Все трое активно занимаются исследованиями, но являются не только учеными-экономистами, но и практикующими менеджерами социальной и благотворительной политики глобального масштаба.

Майкл Кремер занимает должность профессора по развитию обществ, созданную в Гарвардском университете на средства Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Билл Гейтс — один из крупнейших филантропов глобального масштаба и его фонд давно занимается вопросами повышения эффективности социальных инвестиций и благотворительности. Ежегодно на решение глобальных мировых проблем выделяются огромные средства, но далеко не всегда их расходуют максимально эффективно.

Абхиджит Банержи и Эстер Дюфло работают в Массачусетском технологическом институте и в своих работах не раз подчеркивали, что экономическая наука может быть технологией социального проектирования.

Банержи и Дюфло активно внедряли экспериментальные методы, аналогичные тем, что применяются в медицине. Они проводили огромное число экспериментов на контрольных группах, апробируя те или иные методы и подходы к решению конкретных задач в рамках борьбы с бедностью.

Дело в том, что бедность неоднородна. Это глобальная тема, которую необходимо разделять на множество подтем, поскольку в разных обществах и социальных сегментах различная структура бедности. Одно дело — сельская бедность, совсем другое — бедность многодетных семей, бедность среди пожилых людей — тоже совершенно отдельная тема. Поэтому борьба с бедностью должна быть предельно адресной и индивидуализированной.

Однако такие методики мало только разработать, важно еще и проверить их эффективность. Только опробовав десятки разных подходов, можно понять, какие из них эффективны, а какие — нет. Нужно измерять эффективность с точки зрения единицы вложенных средств, а также с точки зрения полученного результата и последствий — удалось ли вывести из бедности конкретных людей и дать им новые социальные возможности.

В рамках такого подхода экономическая наука работает как технология социальных изменений и социальных улучшений.

Практическая ценности этих методов совершенно очевидна. Научные работы Майкла Кремера, Абхиджит Банержи и Эстер Дюфло построены на экспериментах, которые были проведены во множестве стран мира, и эти эксперименты являются реальными кейсами применения новых подходов к борьбе с бедностью и проверки их эффективности, которые впоследствии можно адаптировать и применять в глобальном масштабе.

По сути это ровно то, чем должно сейчас каждый день заниматься российское правительство и наши губернаторы вы рамках проекта по снижению уровня бедности в России. «Повышение доходов — это одна из наиболее сложных национальных целей... По большому счету, все национальные проекты должны работать на достижение такой цели. Даже те, которые на первый взгляд напрямую не связаны с преодолением бедности», — заявил этим летом премьер-министр Дмитрий Медведев.

Однако несмотря на громкие заявления и вроде бы предпринимаемые усилия, по статистике, уровень бедности в этом году даже немного вырос — за счет перерасчета МРОТ, увеличение которого привело к статистическому перерасчету и росту доли бедных.

В России к проблеме бедности подходят слишком абстрактно, поэтому нашему правительству было бы полезно изучить работы нобелевских лауреатов и разработать новые подходы и практические методы по борьбе с бедностью на основе их теории.

Борьба с бедностью — это не просто субсидирование бедных, а создание, применение, масштабирование и внедрение технологий, которые помогают людям выбраться из бедности. Такие подходы необходимо грамотно масштабировать, индивидуализировать и внимательно проверять на эффективность.

Евгений Гонтмахер, экономист, профессор НИУ ВШЭ:

Бедность и социальное неравенство — это важнейшие темы глобальной повестки наряду с изменением климата, и это безусловно сыграло свою роль в выборе Нобелевского комитета в этом году.

В 2015 году Нобелевскую премию «за анализ проблем потребления, бедности и социального обеспечения» получил британо-американский экономист, профессор Принстонского университета Ангус Дитон.

Есть политический запрос на премию, посвященную изучению бедности. Майкл Кремер, Абхиджит Банержи и Эстер Дюфло каждый по-своему занимаются выяснением причин бедности. Тема бедности волнует академический мир. В настоящее время в мире уже не так много крайних форм бедности, как это было сто лет назад, когда сотни миллионов людей голодали, но тем не менее бедность никуда не уходит.

Немаловажно также отметить, что то, что 50 лет назад считалось приемлемым уровнем жизни, теперь считается бедностью даже в слаборазвитых странах.

Дело в том, что люди оценивают свое материальное положение, сравнивая его с материальным положением других людей в других странах. Мы живем в информационную эпоху. Человек, который живет в бедной африканской стране хорошо осведомлен о том, как живут люди в Европе, и остро ощущает свою ущербность, невозможность реализовать свои возможности и обеспечить достойную жизнь своим детям.

Такого не было 50 лет назад, поскольку не было такого информационного пространства, как сейчас, не было Интернета, где-нибудь в тропической Африке многие не умели читать и писать и понятия не имели о том, как живут люди во Франции или Англии.

Работы нобелевских лауреатов анализируют бедность, в частности, с этой точки зрения. Мир развивается, но бедность продолжает существовать. Как сдвигается и изменяется представление о бедности? Бедность уже не измеряют по абсолютным параметрам, как это было раньше, когда, бедными, например, считались те, кто потребляет меньше 10 килограммов мяса в год. Сейчас измерение бедности более прогрессивное, бедность определяют в сравнении с теми, кто живет лучше.

Рост неравенства — это важная глобальная тема, которая волнует весь мир. Сейчас считается, что сокращается неравенство между государствами, однако растет неравенство внутри стран. Майкл Кремер, Абхиджит Банержи и Эстер Дюфло, в частности, анализируют в своих работах, как трансформируется бедность. В пост-индустриальном XXI веке бедность проявляет себя по-новому.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.